Одной из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих людей и общества в целом. Решением данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности, проблема развития и воспитания молодого поколения становится все более актуальной.
Мы живём в мире технических достижений, когда у человека есть все. Есть дети, которые очень хорошо читают и любят это делать, а есть те, которые не любят читать. Многие дети свободное время проводят за компьютером или телевизором, вместо того, чтобы почитать интересную книгу. Поэтому проблема детского осознанного чтения остается актуальной. Ведь от того как, сколько, а самое главное, что они читают, зависят их мысли, речь, поведение и успехи в жизни. Книга играет важную роль в жизни человека. Ведь она источник знаний и способ заполнить досуг, также способна питать человека энергией многие годы и поддерживать его в тяжелое время. Книга является учителем, наставником. Чтение – это главное умение человека в жизни, без него он не может постичь окружающий мир. Книги раскрывают перед нами сложный мир жизненных явлений, учат разбираться и правильно оценивать их. Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Ф. Бэкон).
На основании данных статистических исследований узнала, что около 34 % россиян вообще не читают. Чтение совсем не пользуется популярностью у детей и подростков. Гораздо охотнее они играют в компьютерные игры, проводят время в сетях интернета и за просмотром телевизионных программ. Ученые-исследователи выявили, что из-за того, что дети мало читают, у них снижается уровень текстового мышления. Причина снижения чтения – в распространении мультимедийных технологий, которые занимают с каждым годом все большее место в информационном пространстве. Информация, полученная при помощи компьютера и телевизора, лишена основных свойств, присущих книжному тексту. Директор Института социологии образования Российской академии образования, академик РАО Владимир Собкин в одном из интервью сообщил, что проводит исследования по динамике детского чтения на протяжении 35 лет. И он говорит о том, что чтение в подростковой среде вытесняется. «Если подросток 70-х читал около 40 книг в год, то сегодня он читает около 9. Это уже другой читательский опыт и сегодняшний подросток – это другой читатель, с другим набором ценностных ориентаций. То, что он читает, в основном – это школьная программа. Так почему же люди стали меньше читать? Выяснилось, что 92 % опрошенных подростков сообщили, что читают в сети различную информацию, в том числе и книги, через электронные носители:
– 42 % читают книги с экранов компьютеров,
– 19 % распечатывают книги с электронных носителей.
– 12 % читают книги с экрана телефона,
– 19 % со специализированного устройства для чтения текстов.
В итоге мозг, привыкнув без труда получать информацию, отказывается самостоятельно извлекать ее из текстов, и текстовое мышление развивается крайне плохо. Из-за этого дети с трудом могут разобраться в том, что написано в книге, плохо запоминают тексты, читают мало и неохотно. Это ведет к снижению желания читать. Из-за сложившейся ситуации и меньшего спроса с каждым годом в нашей стране издается все меньше книг. А у тех книг, которые издаются – читателей становится всё меньше и меньше с каждым годом.
Игнорировать развитие технологий, конечно, невозможно, даже можно извлечь и пользу. Применение современных компьютерных технологий позволяет наполнить уроки новым содержанием, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность, поддерживать самостоятельность в освоении возможностей компьютерных технологий и идти в ногу со временем. Например, создание буктрейлеров по художественным произведениям. Ведь в буктрейлере раскрываются самые яркие моменты произведения и основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать. Считаю, что после просмотра буктрейлеров детям захочется прочитать то или иное произведение. Но для повышения эффективности передачи учителем информации и улучшения восприятия ее учениками, необходимо искать еще и новые формы работы.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать. Считаю, что семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Чтение дарит нам огромную радость. Читая, мы узнаем столько интересного, нужного, полезного, увлекательного, что с каждой новой прочитанной книгой становимся умнее, образованнее. Очень часто, читая о том, как живут, думают, чувствуют герои книг, мы вдруг неожиданно находим что-то близкое нам. И тогда мы глубже заглядываем в самих себя. Ведь с самых ранних лет важно научить ценить книгу. Родителям следует почаще вспоминать любимые книги своего детства. Семья может помочь ребенку научиться читать и полюбить чтение. Книга – главное богатство дома.
Прав В.А. Сухомлинский: «…оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира, – этого в решающей степени зависит, каким человеком он станет…»
Библиографическая ссылка
Шакирова Г.Ф. ПРОБЛЕМА ДЕТСКОГО ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 1-1. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1417 (дата обращения: 04.12.2024).