Все дальше уходит от нас тревожное и тяжёлое время Великой Отечественной войны. Для поколения моих сверстников это уже история, подёрнутая дымкой времени. Наступит день, когда участников боёв с фашизмом и тех, кто ковал победу в тылу, останутся единицы. И каждый год 9 Мая все меньше и меньше мы встречаем ветеранов на параде Победы. Сейчас, когда фашизм опять «поднимет голову», особенно дороги и важны любые воспоминания о войне. В народе говорят: пока человека помнят, он живой.
По рассказам родителей, бабушек или дедушек, ты понимаешь, какое ужасное было время, но все же не до конца. Иногда бывают моменты, когда я задаю себе вопрос, а смогла бы я пережить этот период?! Определенного ответа я дать не могу, но подумать над этим было бы неплохо.
Сейчас именно то время, когда у нас есть все, начиная от самого банального: маленькой конфеты, заканчивая самым лучшим, что может быть у ребенка: беззаботное и счастливое детство. Но ни того, ни другого не было у детей военного времени. С 5-6 лет они уже стояли за станками, работали по графику взрослого человека. Это сложно представить, но, к сожалению, именно так и было.
Помню историю моего прадедушки, которую рассказывал он в городской газете за 1975 год. Во время войны, руководя литейным цехом, он вместе с рабочими строил новые вагранки и заметил, что маленькая девочка не формует. Подойдя к ней, он увидел, что ребенок был занят куклой, принесенной из дома. Нет, он не стал ругать ее, принуждать к работе, он просто сочувствовал девочке, в глубине души осознавая, что все, что происходит в данное время – это ужасная ситуация, которая должна закончиться и больше не повторяться. Одним словом, трудным было тогда детство. К счастью, что мы не знаем этого.
В нашем семейном архиве очень много историй про ВОВ, об одной, из которых, пойдет речь.
История «Фронтовая сестра»
1933 год. Страшный голод. В маленький город Асбест приехала девочка Дуся. У нее умер тяжело болевший отец – ей пришлось переехать в семью брата, прадедушки, о котором я говорила в начале. Она была восьмым ребенком. После окончания школы Дусе пришлось работать счетоводом на фабрике № 2 «Гигант». В 1941 году по линии горкома ВЛКСМ были организованы курсы медсестер, куда также направилась Дуся. Она бралась за любую работу, так как жить в то время было очень сложно. На курсах обучалось в общем количестве сорок девчат. Учеба проходила после основной работы, а практика и вовсе в ночное время.
В феврале 1942 года 19-летняя Евдокия тайком от брата ушла добровольцем на фронт, медсестрой. Из Свердловска ехали до Наро-Фоминска в товарных вагонах на нарах, но никто не жаловался на неудобства. После распределения Дуся попала в армейский подвижной полевой госпиталь № 2261 в населенном пункте Грибово (под Москвой). Она сразу поняла, что придется забыть об отдыхе, да и куда там, если только и слышишь: «Сестра, поправь руку», «Сестра, у меня нога затекла...». А они уже ампутированы. Тяжело видеть страдания раненых.
Совсем юная и впечатлительная медсестра всегда помнила первого умершего солдата. Прибежит к врачам со слезами, а они ее успокаивают: «Дусенька, ему уже не поможешь. На всех у тебя слез не хватит». Мужество и выносливость раненых солдат поражали Евдокию: неслышно было их крика, только стоны да скрежет зубов.
Война заставила Дусю сменить несколько фронтов: Западный, Воронежский, 4-й Степной и Украинский, 1-й Белорусский.
Долгожданную победу она встретила в лесу около Берлина. В конце мая расписалась на стенах Рейхстага. Война уже закончилась, но Евдокия до ноября 1945 года работала в госпитале Берлина.
Медиков не очень-то баловали наградами, но Дусю наградили медалями: «За Победу над Германией» и «За боевые заслуги», нагрудным знаком «Отличник санитарной службы». За войну она имеет шесть благодарностей от командования 69-й армии. Закончила войну в звании старшего сержанта медицинской службы.
Память о войне неподвластна времени, интерес к героическому подвигу армии и народа продолжает возрастать. Открываются новые страницы патриотизма, героизма, стойкости, силы духа, верности долгу, мужества, чести и доблести. В них – ключи к решению многих задач, стоящих перед современной молодежью и обществом. Народная мудрость гласит: чтобы понять и оценить настоящее и предвидеть будущее, надо знать и помнить прошлое. Память о войне направляет наши мысли на патриотические дела в интересах народа и государства.
Библиографическая ссылка
Федотенкова А.А. ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ ПРОШЛОЕ… // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1472 (дата обращения: 03.12.2024).