Наравне с землёй, водой, воздухом и огнём –
деньги суть пятая стихия, с которой человеку
чаще всего приходится считаться
И. Бродский
Финансовое благополучие способно осветить жизненный путь всеми цветами радуги, открыть широкие двери для карьерного роста, получения достойного образования, медицинского обслуживания, комфортного отдыха. Деньги незримо сопровождают успех, поддерживают высокий статус и формируют привилегированное окружение человека. Безденежье и бедность, в свою очередь, таят в себе ограничения, несут с собой болезни, приводят к неудачам, разочарованию, краху, душевному разлому. Отсутствие денег толкает человека на преступления, награждает его всяческими пороками и пагубными слабостями, лишает достоинства, веры и даже жизни. Так что же такое деньги: мерило всех вещей? Насколько же велика их сила в современном мире, который неустанно крутится вокруг долларов, евро, фунтов, рублей…? Можно ли совладать с этой стихией, или же все мы, живущие сегодня, уже захвачены в плен господства денег, порабощены и склонили головы перед золотым агнцом? Деньги овладели нашим сознанием и чувствами, руководят нашими поступками, стоят во главе угла политики, экономики, регулируют социальные институты и их развитие, а мы слепо следуем по тропинке жизни, стараясь быть, как все, и не сбиться с заданного ими курса. Да и что есть жизнь человеческая: служение во имя денег, удовольствия и роскоши?
Мысли невольно устремляются к поэтике Ф.М. Достоевского, чьи гениальные романы ставят проблематику денег в центр человеческого бытия. Сквозь призму бедности и вины в произведении «Преступление и наказание», через внезапно свалившееся сказочное богатство и прочный достаток сильных сильных мира сего в «Идиоте» писатель ведет своего читателя к пониманию чрезвычайной важности денег в жизни каждого.
Мы становимся свидетелями того, как мир погряз в стремлении обладать деньгами. Князь Мышкин, приезжая в Петербург попадает в реальность, где «ложь, пронырство, обман, фанатизм, суеверие, злодейство» играют «самыми святыми, правдивыми, простодушными, пламенными чувствами народа», где «все променяли за деньги, за низкую земную власть». В этой реальности деньги определяют, кто ты есть такой: жалкий идиот с узелком в руках буквально без копейки (князь Мышкин), обезумевший нищий студент, задолжавший за жилье и лишенный возможности сносно одеться или поесть (Раскольников), бедная девушка, пошедшая по желтому билету от нищеты и отчаяния (Сонечка Мармеладова) или же солидный человек с большими деньгами, имеющий голос в крупных акционерных компаниях, владеющий двумя домами в Петербурге, выгодным поместьем и фабрикой (генерал Епанчин). Любое знакомство начинается с оценки денежного состояния. Вспомним встречу князя Мышкина с Фердыщенко, начинающего знакомство с расспросов: «У вас деньги есть? Сколько именно? Покажите-ка». Наличие способностей расценивается с позиции возможности построить карьеру и привлечь капитал. Так, генерал Епанчин видит в каллиграфии Мышкина образчик прописи и с первого же шагу предлагает приискать место в канцелярии и жалование в тридцать пять рублей в месяц, предвкушая приятное взаимовыгодное сотрудничество. В этом мире ради денег не гнушаются ни средствами, ни душевными терзаниями. Достаточно вспомнить готовность Гани Иволгина приобрести капитал, ценой вынужденной женитьбы на Настасье Филипповне, закрыв глаза на мнение света и людское презрение «греховности» девушки. «Мне кажется, что сплошь да рядом случается: женятся на деньгах», – заявляет он в порыве чувств. Или же жажду наживы старухи-процентщицы Алены Ивановны, безжалостно обкрадывающую высокими процентами за заклад и без того несчастных людей. «Здесь ужасно мало честных людей», – восклицает Коля Иволгин, – «так даже некого уважать… в наш век все – авантюристы!... Вон, в Москве, родитель уговаривает сына ни перед чем не отступать для добывания денег… Все ростовщики, все, вплоть до единого». Авантюристы лицемерят, лгут и путем обмана вытягивают из князя Мышкина почти все, что было получено им по наследству: от полутора миллионов рублей у Мышкина остается сто тридцать пять тысяч. При этом зачастую, преступая черту дозволенного, они не чувствуют ни малейших угрызений совести, как, например, господин Фердыщенко, совершивший кражу и оболгавший за то служанку. Для него кража в порядке вещей, ведь «нет даже самого честного человека, который бы хоть раз в жизни чего-нибудь не украл», так стоит ли стыдиться. В этом мире желание заполучить деньги и решить с их помощью все проблемы приводит генерала Иволгина к воровству бумажника с четырех ста рублями, а Родиона Раскольникова, охваченного мыслью спасения матери и сестры от господина Лужина, к жестокому убийству старухи и ее сестры с последующим грабежом. Человеческая жизнь и судьба приравниваются к денежному эквиваленту: Настасья Филипповна оценивается Тоцким в семьдесят пять тысяч рублей, отец Рогожина Семен Парфеныч – в десять целковых, а Ганя всего то за три целковых на Васильевский готов ползти на карачках со слов Епанчина. Здесь все превращается в товар, который имеет свою цену, главное определить нужную сумму, что и делает Парфен Рогожин, пытаясь завоевать Настасью Филипповну. Гане он предлагает сто рублей отступных, затем тысячу, а после три. Настасью Филипповну Рогожин торгует, поэтапно увеличивая цену вопроса от бриллиантовых подвесок за десять с лишним тысяч целковых до ста тысяч рублей. Всякий, у кого много денег, верит, что он тем и прав, и ему все проститься: «У меня денег, брат, много, всего тебя и со всем твоим живьем куплю… захочу всех вас куплю! Все куплю!» А залог успеха видится в постоянстве беспринципных методов и преданности идеи отступничества от духовного: «Коли уж ростовщик, так уж иди до конца, жми людей, чекань из них деньги, стань характером, стань королем иудейским». Темный, греховный мир будто сходит с ума, стоя на грани Апокалипсиса. Несправедливость и порочность охватывают все его уголки и пределы, высший и низший свет, даже духовное не в силах воспрепятствовать миру денег.
Но все ли так слепо следуют за деньгами? Легко ли расстаться с ними? Даруют ли деньги любовь, свободу или власть? Могут ли стать средством спасения тысячи жизней и даже целого мира, скажем, ценой убийства одной человеческой души, пусть даже и злобной капризной старушонки? Читая Достоевского, ответы оказываются очевидными.
Среди нас живущих немало тех, кто способен противостоять разрушительной стихии денег, отказаться то них или правильно ими управлять. И даже падший человек не перестает быть человеком, способен жить не для себя, но для других в безденежье. На страницах романов Ф.М. Достоевского мы встречаем такие художественные образы.
В «Идиоте» нас восхищает князь Мышкин, который верит всем и помогает, не думая о деньгах нисколько. Он понимает, что «самая сильная боль, может не в ранах», не в телесных страданиях и муках, что «сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества». Нас поражает сила Настасьи Филипповны, которая осуждает мир, пропитанный ядом денег, где ради наживы можно и «человека зарезать», и ребенку пойти в ростовщики. Она отказывается от брака с князем Мышкиным, зная о его сказочно-появившемся богатстве, поскольку не желает губить «этакого-то младенца». Она же бросает в камин принесенные Рогожиным сто тысяч, потому как презирает алчущих денег и готовых на все ради них, и не жалеет себя, обрекая на погибель. Вызывает уважение стойкость Гани, устоявшего перед искушением броситься в огонь за деньгами.
В «Преступлении и наказании» мы знакомимся с образом беззащитной, тихой девушки Сони Мармеладовой, которая приносит себя в жертву и преступает заповедь «Не прелюбодействуй», не ради себя, но ради родных. Тяжелые жизненные условия толкают ее на путь нечестного заработка торговли собой, поскольку другого пути она не видит, а «много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!», а в доме голодные дети, пьяненький отец, да больная мачеха. Но погубив свою душу, Соня не перестает верить в чистоту и нравственность, читает Святое писание, прощает обидевших, отправляется за Родионом в далекую Сибирь, надеясь на спасение. Доброта живет в ее душе, питает жизненной силой, делает устойчивой ко злу.
Проблески нравственности мы замечаем в мечущейся заблудшей душе Раскольникова, который неоднократно делает подаяние семье Мармеладовых, но в нем доброта подлинная уживается с ложной добродетелью. В первый раз в доме Мармеладовых Раскольников в порыве чувств отдает те последние деньги, которые так самому ему нужны и делает это искренне, но позже начинает сожалеть о содеянном, превращая настоящее добро в фальшивое. Преступив христианскую заповедь «Не убий», Раскольников отказывается от денег, которые предлагает ему Разумихин. Он пытается укрыться от самого себя и старается отгородиться от людей и их милости, но вновь сделанные им подаяния уличной певице, женщине не выпивку, работнику трактира снова помогают почувствовать, что он еще жив, связан с человеческим обществом, и у него еще есть шанс обрести мир в душе. Деньги, потраченные с чистыми помыслами, будто ведут его из пучины порока на поверхность человеческого бытия. Однако раскаяние Раскольникова в убийстве походит на раскаяние Иуды, являясь скорее не запоздалым прозрением в собственной неправоте, но разочарованием в том, что он вошь дрожащая, а не право имеющий. Для него, утратившего веру в себя, деньги теряют всякую ценность, жизнь раскалывается на куски, душа мертвеет. Он бросает двугривенную монету, полученную от нищей на Сенной, с моста, но, понимает, что этого недостаточно, чтобы уравновесить баланс тяжести содеянного и обретения воскресения души. «Разве я старушонку убил», – восклицает он Соне, – «…я себя убил». И теперь единственный выход – покаяться перед миром, обличить самого себя и отправиться на каторгу.
Деньги не откроют дорогу к подлинной власти и не подарят свободу. Так, никакие денежные суммы, предлагаемые Настасьи Филипповне за ее покорность, не могут одержать над ней верх. Состояние князя Мышкина нисколько не меняет его душу и веру, не делает его капиталистом и магнатом чужих судеб. Капитал, полученный Раскольниковым после убийства, не одаривает его свободой и независимостью. Деньги теряют свою ценность и превращаются в пустые бумажки, рассыпаясь, как карточный домик перед единственным мерилом всех вещей – человеком, который сам над собой вершит суд и несет наказание.
Человеку крайне необходимо учиться правильному обращению с деньгами, учиться принимать добро, расставаться с ними. Примеры литературных героев подсказывают читателю, что нужно и даже необходимо, чтобы не потерять жизни, сберечь душу и веру, как обрести финансовое благополучие и не попасть под разрушительную силу денег. Читая Достоевского, понимаешь, что человек служит деньгам и поступает дурно исключительно по незнанию, не ведая, что творит, надеясь всерьез избежать наказания. Однако он не понимает, что нравственный закон, живущий внутри него, неотвратим. Преступая его, наказание непременно наступит и свершится в самом человеке. Деньги и материальные ценности померкнут в нечестных руках, любовь превратится в ненависть, да и «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26).
В современном мире, так же как в мире романов Ф.М. Достоевского, полно ненастоящих вещей. В нем крутится множество ложных добродетелей, как и фальшивых денег. И деньги, сами по себе, не могут спасти мир душевной бедности и порока от гибели, гниения и разложения, ибо мрак и преступления породят еще больший мрак и страдание. Деньги служат лишь инструментом в руках человеческих. Они могут стать жестоким оружием и спасительным плотом в бушующем море людских событий и переживаний. Где же искать утешения? И Достоевский говорит своему читателю устами Сони Мармеладовой – оно в самом человеке: «Как же без человека-то прожить?» Пусть греховность людская неискоренима, и не ведают они, что делают над собой, и нет их несчастнее на свете от того, но живут в мире истинные ценности, которые не продаются и не покупаются ни за какие деньги. И Соня Мармеладова, следуя этому завету, отправляется на каторгу нести крест вместе с Раскольниковым, открывает себя страданию, потому как иначе не может. Она мерит Раскольникова своей меркой, ибо «каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф 7:2). Что она советует ему, то готовит и себе: покаяться, принять страдание на себя и искупить себя им, тогда Бог жизнь пошлет.
Нельзя спасти того, кто этого не желает, но все в руках человека. «Просите и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7-8). Как бы ни было трудно, «…верьте в правду... только ищите ее пристально всю жизнь, не то ужасно легко сбиться», – писал Федор Михайлович. А жизнь – везде жизнь, даже на каторге. Достоевский об этом знал наверняка, и горы десятилетней каторги вспоминал не иначе, как счастье. В далекой Сибири не было денег и роскоши, только тяжелый бессмысленный каторжный труд. Но именно там, прошедши тяжкое испытание, он вновь открывает для себя веру, познает истинные ценности: «Сибирь и каторга! Я только там и жил здоровой и счастливой жизнью, я там себя и понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что я сам русский, что я один из русского народа. Ах, если бы вас на каторгу!» То самое Евангелие, которое спасло его в Сибири, он вкладывает в руки Сонечки Мармеладовой, дабы подарить падшим веру в возможность воскресения, как некогда воскрес Лазарь, и одарить своих героев смыслом на нелегкой дороге осознания и исправления.
Библиографическая ссылка
Заграевская С.М. МЕРИЛО ВСЕХ ВЕЩЕЙ (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» И «ИДИОТ») // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1492 (дата обращения: 23.11.2024).