– Мама-мышка! Мама-мышка! – мышка Звездочка звала свою маму – Я сейчас читаю про мышиный горошек. Это тот горошек, что растет рядом с нашей норкой! А почему его назвали мышиным? Он, наверное, наш родственник?
Мама-мышка возилась с сырным пирогом на крошечной кухоньке в своей маленькой уютной норке.
– Он просто совсем маленький по сравнению с обычным горошком. А мы мышки – тоже маленькие. Вот его так и назвали – ответила Мама-мышка.
– Мама-мышка, в лесной школе на уроке биологии мы сейчас проходим растения культурные, дикорастущие и сорные. Наш горошек – дикорастущий.
– Как дикорастущий? – всплеснула лапками Мама-мышка. – С виду он очень даже культурное растение!
– Нет-нет, Мама-мышка – сказала Звёздочка. – Здесь написано, мышиный горошек – дикорастущее растение. А дикорастущие растения можно окультурить.
– Боже мой! Наш мышиный горошек совершенно дикий! А ведь он нам почти-что родственник! Срочно пойду его окультуривать!
– Мама, а ты знаешь, как окультуривать растения? – спросила мышка Звездочка.
– Конечно знаю! Культура – моя любимая тема. – ответила Мама-мышка. – Ты учи биологию, а я срочно займусь его окультуриванием.
– Не забудь про пирог, Мама-мышка! – успела крикнуть Звездочка.
Мама-мышка быстро вынула из печки противень с сырным пирогом.
– Он уже готов!
Горошек рос рядом. И он очень удивился, когда Мама-мышка пришла к нему не с леечкой, а с маленькой книжкой мышиной поэзии и стала читать ему вслух:
«Жил мышонок Пи-пи-пи,
Он любил читать стихи,
Но всё время получалось –
Пи-пи-пи да пи-пи-пи!
Это первое стихотворение мышки Звёздочки. А вот еще, послушай:
Мышки в норке
В маленькой норке
Маленькой мышке
Мама читала
Веселые книжки.
Папа с мышонком
Задачку решал,
То есть никто
Никому не мешал.
Занята очень
Каждая мышка.
А бабушка-мышка
Стирала бельишко.
Ой-ой-ой! Это же, для самых маленьких! Я возьму сейчас более серьёзную классическую литературу. Давай, начнем прямо с Лермонтова «На Севере диком стоит одиноко…»
Какое стихотворение замечательное! Жаль, только, что короткое и быстро закончилось! Сейчас принесу поэмы. Начнем с «Мцыри»».
Мышиный горошек слушал, и даже покачивал своими крошечными бутончиками, как будто полностью соглашался с Мамы-мышкиным окультуриванием.
Целый день Мама-мышка читала мышиному горошку стихи, поэмы и рассказы классиков, периодически забегая в норку накормить Звездочку и проверить уроки.
– Мама, ну как там мышиный горошек? Ты все правильно делаешь?
– Конечно! Мне даже кажется, что ему очень понравилось! Если заниматься каждый день, наш горошек станет самым культурным растением!
– Мама-мышка! – как-то спросила Звездочка. – А как ты окультуриваешь наш горошек? Ты прививки ему делаешь?
– Не волнуйся, детонька моя, я прививаю ему все самое лучшее! – ответила Мама-мышка и побежала к мышиному горошку.
– Дорогой наш горошек, я сделаю тебе прививку хорошего художественного вкуса. Сейчас я понесу тебя на выставку живописи. Ты поедешь в горшочке.
К ужасу мышиного горошка Мама-мышка начала выкапывать его и пересаживать в цветочный горшочек. Горошек пытался ухватится своими усиками за соседнее растение и удержаться в почве. Если бы он знал мышиный язык, то запротестовал и объяснил бы, что никуда его пересаживать не надо. Но горошек молчал и только обхватил листочками свои бутончики, как будто от отчаяния схватился за голову.
С цветочным горшочком, в котором покачивался от усталости, мышиный горошек Мама-мышка переходила от одной картины к другой в длинной Лесной художественной галерее. А когда вернулись домой, и горошек был пересажен на свое прежне место у мышиной норки, Мама-мышка открыла перед ним альбомы с иллюстрациями картин Третьяковской галереи.
– Мама, ну как там наш горошек? – спросила мышка Звездочка.
– Занимайся уроками. Не отвлекайся. Горошек с каждым днем становится всё культурнее и культурнее.
После приобщения к живописи настало время музыки. Когда Мама-мышка принесла плеер с классической музыкой, горошек даже побледнел. Он не знал, что ж такое новое должно теперь случится. Но теперь он просто каждый день слушал шедевры Моцарта, Баха и Вивальди. И это было совсем не страшно, горошек больше не прикрывался листочками, а наоборот, распрямился и хлопал ими в такт музыке. А из бутончиков показались нежные розовато-фиолетовые цветочки.
– Мама-мышка, а наш горошек вырос! – воскликнула Звездочка. – Как тебе это удалось?
– Он слушал музыку, поэзию и даже ездил со мной на выставку живописи! –гордо сказала Мама-мышка.
– Мама-мышка, что ты! Он же растение! Название «культурные растения» происходит от латинского «культус» – обработанный, возделанный. Его надо было обрабатывать, как обрабатывают растения, а не возить на художественное выставки!
– Ну, надо же! Я не знала! – воскликнула Мама-мышка. – Извини меня, пожалуйста, дорогой мышиный горошек! Может быть с живописью я и ошиблась, и не знаю помогла бы тебе поэзия, но теперь я точно вижу, что под хорошую музыку растения действительно хорошо растут!
Библиографическая ссылка
Мелкумова С.М. МАМА-МЫШКА И МЫШИНЫЙ ГОРОШЕК // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1550 (дата обращения: 09.09.2024).