Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ГДЕ ДУХ НЕ ВОДИТ РУКОЙ ХУДОЖНИКА, ТАМ НЕТ ИСКУССТВА (ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ)»

Долбилова Н.А. 1
1 г. Верхняя Салда, МАОУ «СОШ № 2», 11 Б класс
Долбилова О.А. (Верхняя Салда, МАОУ «СОШ № 2»)

Революция – это бездна, поглощающая все сущее своим свинцовым покровом. Многие считают, что революция ломает и истощает мир. Но если бы не было руин, крови и обломков (последствий революции), как бы это кощунственно ни звучало, не возникло бы нового осмысления, очищения души, новой философии бытия. Новый мир рождает и новое искусство. Особую нишу занимает искусство, отображающее мир после революции 1917 года в России и существующее уже 100 лет.

Как часто мы пытаемся донести миру свои чувства, эмоции, переживания, но не всегда находим подходящих слов. Искусство позволяет человеку высказаться бессловесно, именно поэтому оно играет большую роль в нашей жизни. Человек нуждается в удовлетворении своих духовных потребностей, для этого он обращается к музыке, книгам, театру, изобразительному искусству.

Ансельм Кифер, немецкий художник, является носителем своего взгляда на исход русской революции, хотя прямой отсылки на неё в его творчестве нет. На мой взгляд, в изображении бытия этого мастера присутствуют отголоски немецкой философии («Мир имеет своё начало и конец во времени и мир не имеет конца и начала во времени» И. Кант).

Итак, революция, Петроград (Петербург), Зимний дворец (Эрмитаж), искусство, Ансельм Кифер, Велимир Хлебников.

Вдохновленный творчеством русского поэта-футуриста Велимира Хлебникова, Кифер создал 30 работ для Эрмитажа к столетию революции. Почему именно Хлебников? Хлебников изобрёл свою нумерологическую теорию вычисления точного временного отрезка между переломными историческими событиями, который составляет ровно 317 лет. Таким образом, он предсказал в 1912 году революцию: «…не следует ли ждать в 1917 году падения государства?» (брошюра «Учитель и ученик»).

Более того, в 1916 году он пророчит «мертвую зыбь внутренней войны». Очевидно, Кифер, мастер обречённости, увидел в этом человеке прорицателя, предчувствовавшего масштабный раскол в огромном государстве. Кифер также увлекался и своеобразным поэтическим творчеством Хлебникова.

Словотворчество и изобразительное искусство не всегда отображают реальную действительность, тем более если они касаются каких-то трагических моментов истории человечества. Поэзия Хлебникова и картины Кифера рассчитаны на думающих читателя и зрителя, умеющих разглядеть то, что хотели донести творцы. Их творчество носит характер недосказанности, образности, метафоричности. Каждый, кто остановится у сложных картин Кифера, увидит что-то своё. Но, несмотря на индивидуальность мышления, абсолютно все увидят и испытают катарсис, трагизм, высказанные посредством образов, а не слов.

Драматизм картин Кифера, посвящённых Хлебникову, достигается применяемой им сложной техникой написания (краски смешиваются с песком, землёй, травой, применяется расплавленный металл, решетки). На мой взгляд, это связано не только с творческим замыслом отразить переломный момент истории, но и с самим рождением Кифера во время Второй Мировой войны в Германии.

Тайной вечери глаз знает много Нева,

Здесь спасителей кровь причастилась вчера

С телом севера, камнем булыжника.

В ней воспета любовь отпылавших страниц, – таким видит Хлебников Петроград после революции. Неву оберегают двенадцать апостолов – спасителей и искупают вину тех, кто пролил много крови. Спасители несут в себе любовь, в том числе любовь к Слову Божиему. Здесь поэтом упоминается сожжённая книга диалогов Джордано Бруно. Слово сжигают, Слово проклинают, от Слова отлучают. Но именно в Слове заключено всё мироздание человечества. Таким настроением проникнута и картина Ансельма Кифера «Дух над водою».

dolb1.tif

Дух над водою. Ансельм Кифер

Сложность восприятия картины подчёркивается её масштабностью, трёхмерностью, многослойностью. Работа выполнена с помощью множества размытых, резких, обрывистых мазков. Произведение отличается трехчастностью. Море… Грязное, неспокойное, кажется, в нем больше не существует жизни, оно омертвело, потеряло все свои яркие краски, бодрящую синеву. Небо…Грозовое, мутное, имеет только темные, мрачные оттенки, предвещает бурю, ураган. И дух… Парящая над морем книга (выплавленная из свинца), Единая Книга человечества, в которой сконцентрировано Слово. На первый взгляд, пугающая картина… Действительно заставляет испытать ужас, изумление, страх. Какие события привели к такому исходу? Война? Апокалипсис? Далекий голубой горизонт вселяет в душу умиротворение. Но главным образом картины является, разумеется, Дух. Именно он даёт шанс на спасение, которое пока является недостижимым. Дух-это Слово, Знание, Любовь, Всепрощение. Эта картина является метафорой надежды, спасительного созидания после разрушения. Сущность искусства напрямую зависит от времени. Какие бы катаклизмы ни происходили, искусство становится только совершеннее. Оно является двигателем человеческой мысли, потому что человеку свойственно размышлять над образностью, многозначностью искусства, его недосказанностью. В этом есть сила этой сферы человеческой деятельности. Но не Слово ли суть всего?


Библиографическая ссылка

Долбилова Н.А. ГДЕ ДУХ НЕ ВОДИТ РУКОЙ ХУДОЖНИКА, ТАМ НЕТ ИСКУССТВА (ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ)» // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 3-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1588 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674