В жизни должна быть любовь –
одна великая любовь за всю жизнь,
это оправдывает беспричинные
приступы отчаяния,
которым мы подвержены.
Альберт Камю
Любовь… Безграничность, окрыленность, девушка Ася… Почему Ася? Потому что Ася – символ любви с лёгкой руки И.С. Тургенева и его одноимённого произведения.
«Ася» – жемчужина творчества Тургенева. Ася не просто девушка, она олицетворение всего чудесного, что может подарить любовь: радость, счастье, гармонию в душе; она сама есть любовь. Название повести уже дает понять, о ком пойдет речь, несмотря на то, что повествование ведется от лица героя Н.Н. Герой рассказывает о своей запутанной линии жизни после встречи с загадочной девушкой с непростым характером. Автор лишает имени героя, так как Н.Н. не способен отдаться чувству.
Итак… Она появляется юной, беззаботной, открытой, не умеющей лгать, не чувствующей опасности, не умеющей преодолевать преграды и страдания. Она выражает себя по-детски, она сумасшедшая в глазах окружающих, таким образом крайне желая привлечь внимание. А теперь она напряжена, неестественна, полудерзкая, сосредоточенна. Она отдаёт себя с веткой гераниума. Она и прежде была чрезвычайно самолюбива, упряма, но честна. И вот наступает самый долгожданный миг: у неё вырастают крылья, она хочет бесконечно вальсировать со своей мечтой. Но… оказалось – лететь некуда. Она отдалась без остатка, а чужой страх сжигает её крылья, и она падает в бездну. А ветка гераниума становится её пеплом.
Таким предстает образ любви в повести Тургенева. Автор повествует нам о том, что Любовь не терпит предательства, страха, иначе она угасает, исчезает навсегда, и её уже невозможно вернуть никогда.
По этой книге режиссер Иосиф Хейфиц снял художественный фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1977г. Различные формы искусства: литература и кинематография – во многом отличаются, поскольку автор произведения пользуется только одним средством воплощения замысла – словом, а режиссер использует видеообраз, музыку, звук. Поэтому, читая книгу, всё моё внимание притягивал образ любви, его движение. А кинофильм даёт возможность насладиться образом реальной девушки: грациозной, с миловидным лицом, манящей взглядом. Асю талантливо сыграла актриса Елена Коренева. Она сумела авторское движение образа любви передать через взгляд. В самые важные моменты мы видим лицо девушки крупным планом. В начале фильма глаза были задорными, игривыми, мечтательными, жадными до жизни. В эпизоде случайно увиденного крестного хода монахов (кстати, которого нет в повести) видим совсем иную Асю: её взгляд являет глубину сущности, способность на молитвенный подвиг, жертвенность. И наконец, финальная сцена (признание): всё тот же открытый взгляд, умолящий об ответном чувстве. Но когда Асю отвергли, взор её наполнен неизбывной, безысходной тоской, страданием. По моему мнению, основным средством воздействия этого кинофильма на зрителя является взгляд актрисы.
Не жизни жаль с томительным дыханьем,
Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем,
И в ночь идет, и плачет, уходя.
С этих изумительных строк А. Фета начинается фильм. Почему? Произведение посвящено возвлюбленной Фета. Как нежен лирический герой и как печален, потому что любовь угасает в ночи. Чем это стихотворение схоже с сюжетом повести? Можно сказать, история повторяется. Такая же глубокая любовь в один момент приходит и пропадает, она больше никогда не вернется.
Как, оказывается, важно не скрывать своих чувств, чтобы их сохранить, ведь любовь приходит настолько же молниеносно, насколько и может уйти. Нужно трепетно, бережно относиться к этому чувству, лелеять его, нужно бояться его растоптать. Именно об этом писал И.С. Тургенев в своей повести «Ася» и именно это представил режиссер И. Хейфиц в своем фильме.
Библиографическая ссылка
Долбилова Н.А. СОЖЖЕННЫЕ КРЫЛЬЯ // Литературное творчество школьников. – 2019. – № 3-2. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1589 (дата обращения: 23.11.2024).