Марк Коган: «Когда я вижу улыбки на лицах, как дети кружатся, танцуют, у меня праздник на душе»
Коган Марк Львович - художественный руководитель и главный дирижёр Муниципального духового оркестра г.о. Самара. Заслуженный артист Самарской области. Член Всемирной ассоциации симфонических оркестров и ансамблей (WASBE). Известный самарский музыкант. Играет на контрабасе, тубе, фортепиано и других музыкальных инструментах.
- Марк Львович, в каком возрасте можно начинать учиться игре на духовых инструментах?
- Рекомендуемый возраст – 12 лет, когда ребёнок и физически готов к занятиям, нагрузкам на организм. Но это, конечно же, индивидуально. Некоторые начинают заниматься и с семи, восьми лет.
- Когда и в каком возрасте началось ваше увлечение музыкой?
- Мой родной город - Кострома. Детские воспоминания приводят меня на главную улицу старинного города, где каждые выходные проходил духовой оркестр. Стоило мне услышать барабаны, и я бежал на звук. Меня тянуло к музыкантам.
- Кого вы можете назвать своим педагогом – наставником?
- С удовольствием назову их имена. Это музыковед, доктор искусствоведения, преподаватель Саратовской консерватории Анатолий Никодимович Дмитриев, который привил мне любовь к русской музыке, к творчеству Дмитрия Шостаковича.
Дирижированием я занимался у народного артиста РСФСР, заслуженного артиста Республики Беларусь Геннадия Пантелеймоновича Проваторова. Он в семидесятые годы прошлого столетия был главным дирижёром симфонического оркестра Саратовской филармонии. Благодаря этому педагогу я понял, что главное для дирижёра – раскрыть богатство партитуры, замысел композитора.
- Сложно ли быть дирижёром?
- Дирижёр всецело зависит от композитора. Он должен нота в ноту, до запятой передать мысль, заложенную композитором. А музыканты оркестра помогают её донести до публики. Это, безусловно, нелегко. Дирижёру необходимо уметь в правильном направлении повести за собой профессиональных музыкантов. А когда достигается успех – это то, ради чего стоит и работать, и жить.
- Духовые инструменты ассоциируются у публики с джазом. Что вы можете сказать по этому поводу?
- Очень похвально, что вы упомянули об их связи. Джаз для меня – это детская любовь. Это искусство внутренней свободы. Нью-орлеанский джаз и еврейская клезмерская музыка имеют одни и те же истоки – народное творчество. С удовольствием выступаем с участием музыкантов духового оркестра и ансамбля «Алия» с джазовыми программами на самарских площадках.
- Марк Львович, скажите, откуда вы черпаете вдохновение?
- Из музыки. Музыка помогает жить, справляться с трудностями. Духовая музыка, звучащая в парке, на берегу Волги, в концертном зале позволяет обрести душевный покой, вызывает улыбку. Когда я вижу улыбки на лицах, как дети кружатся, танцуют, у меня праздник на душе.
- 30 июня 2019 года в Самаре пройдёт всероссийский фестиваль духовых оркестров «На сопках Маньчжурии». Расскажите, пожалуйста, об этом мероприятии.
- Действительно, 30 июня в Самаре пройдет фестиваль «На сопках Маньчжурии». Он назван в честь знаменитого русского вальса. В далёком 1907 году оркестр 214 Мокшанского полка, расквартированного в Самаре, впервые исполнил вальс «На сопках Маньчжурии». Управлял исполнением автор, военный капельмейстер Илья Шатров. В настоящее время «На сопках Маньчжурии» - один из музыкальных символов России. Вальсы «На сопках Маньчжурии», «Амурские волны» Кюсса, «Берёзка» Дрейзина остались в веках. Произведения этих авторов объединяет тоска, печаль, и в то же время они напевно – лирические. Мелодии их хорошо запоминаются.
- Марк Львович, благодарю вас за интересную и содержательную беседу. Желаю творческого вдохновения вам и вашему коллективу.
- Спасибо. Рад был нашей встрече.
24.06.2019 г.
Библиографическая ссылка
Васильева К.О. ИНТЕРВЬЮ С ЗАСЛУЖЕННЫМ АРТИСТОМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ МАРКОМ КОГАНОМ // Литературное творчество школьников. 2019. № 4. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1620 (дата обращения: 02.04.2025).