Почему одни люди рождаются, живут бесславно, умирают – и никто, кроме родных не помнит о них? Почему некоторые люди живут так, что деяниями, подвигами, всем своим существованием оставляют ярчайший след в истории страны, о них пишут сказания, складывают легенды, а будущие поколения с благодарностью помнят их многие века? Чтобы ответить на эти важные для меня вопросы, я обратился к истории России.
Так сложилось, что становление нашего государства напрямую связано с принятием на Руси Православного Христианства. Намереваясь распространить эту религию по всей Киевской Руси, княгиня Ольга в 955 году крестилась в Константинополе. Ей не удалось осуществить задуманное, но Ольга «заложила семя» православия в своих внуков Ярополка и Владимира. Воспитанные бабушкой, они с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь Православия.
Во времена правления Владимира Красное Солнышко, когда на Русь постоянно совершались набеги печенегов и половцев, князь понимал, что необходимо укрепление княжеской власти, духовное сплочение народа, объединение племён в единое государство. Изучив существующие в то время религии, князь Владимир сначала сам прошел обряд крещения в Херсонесе, а потом окрестил всю Киевскую Русь. Ему удалось почувствовать, что Восточное Православие очень созвучно духу русского народа, поэтому он справедливо считается основоположником христианской России.
К моменту появления на государственной арене князя Дмитрия Ивановича (Донского) из разрозненных племён, населявших русскую землю, не обладавших ни понятием государства, ни письменностью, был создан народ со своим языком и высокими понятиями нравственных идеалов. Русская письменность, культура, даже сам русский язык возникли под покровом Православия. А лучшие представители своего народа показывали примеры милосердия, сострадания и самопожертвования ради спасения ближнего.
Дмитрий Иванович вошёл в историю как один из наиболее выдающихся защитников и собирателей земли Русской. И это, на мой взгляд, неслучайно. Вот как описывается в историческом источнике «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича» его происхождение: «Князь сей Дмитрий родился от именитых и высокочтимых родителей: был он сыном князя Ивана Ивановича, а мать его – великая княгиня Александра. Внук же он православного князя Ивана Даниловича, собирателя Русской земли, корня святого и Богом насаждённого сада, благоплодная ветвь и цветок прекрасный царя Владимира, нового Константина, крестившего землю Русскую, и сородич он новых чудотворцев Бориса и Глеба. Воспитан же был он в благочестии и в славе, с наставлениями душеполезными, и с младенческих лет возлюбил Бога».
А кем же воспитан будущий защитник земли русской? Дмитрий был девятилетним ребёнком, когда сначала умер его отец, а затем старший брат Иван и мать, княгиня Александра. Воспитанием юного князя занялся митрополит Алексий, по праву считавшийся духовным наставником Дмитрия Донского. Пользуясь огромным уважением в народе, в период княжения Ивана Красного он был главным советником князя, а при малолетнем Дмитрии стал ещё и фактическим правителем Московского княжества. Под влиянием Алексия Дмитрий вырос в юношу, которого в будущем будут считать образцом христианского лидера. Вот как о нём пишут в «Слове о житии…»: «…И когда воспринял он скипетр державы земли Русской, престол земного царства, отчину свою – великое княжение, по дарованной ему от Бога благодати, почести и славу, ещё юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вёл, и непристойных слов не любил, и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
В шестнадцатилетнем возрасте Дмитрий женился на Евдокии Дмитриевне. Своих одиннадцать детей супруги воспитывали в соответствии с заповедями Господними «послушными и покорными быть, Бога бояться и родителей своих почитать, и страх пред ними хранить в сердце своём…», а также призывали мир и любовь между собой хранить. Князь был защитой и опорой слабым, к свету направлял своих подданных, разные заблуждения их исправлял: злобу, зависть, гордыню, стремление к богатству и превосходству. Дмитрий старался сплотить князей русских. В общении он был спокоен и приветлив, никого не оскорблял и протягивал руку помощи нуждающимся.
В 1380 году на Московское княжество двинулось монгольское войско под руководством хана Мамая. Помыслы его были такими: «Захвачу землю Русскую, и церкви христианские разорю, и веру их на свою переменю, и повелю поклоняться своему Магомету». Узнав об этих планах, стал собирать князь Дмитрий русский народ на войну: многие князья отозвались на призыв Дмитрия, так как верили в него и в победу над монгольским войском. Но в первую очередь обратился он за помощью к Богу и матери его, пресвятой Богородице, ведь он считал своим долгом сохранить верность русского народа православному христианству. В многочисленных молитвах просил он помощи и защиты, так как с раннего детства верил в Божественные силы. И господь Бог не оставил Дмитрия в тяжёлой ситуации, а вместе с ним и весь русский народ.
Посланником Бога на земле, вдохновителем Дмитрия, стал преподобный Сергий Радонежский. Именно к нему в Троицкую обитель отправился великий князь накануне сражения с Мамаем. Сергий Радонежский не только благословил князя на битву, но и предрёк победу, которая в будущем превратила князя в великого полководца Дмитрия Донского. Преподобный Сергий внимательно выслушал князя и сказал: «Тебе, Господин, следует заботиться и крепко стоять за своих подданных и кровь свою пролить по образу самого Христа. Если враги хотят от нас чести, золота и серебра, дадим им всё это, но за имя Христово, за веру православную, подобает душу свою положить. Если ты, Господин, готов отдать им честь и богатство, то Бог не попустит им одолеть нас». Слова Сергия Радонежского вселили в сердце Дмитрия веру в успех военного похода против войск Мамая. А вера в светлое будущее, по моему мнению, очень важна для любого дела.
Провидение преподобного Сергия Радонежского сыграло важную роль в разгаре битвы с войсками Мамая. Дмитрий колебался с принятием решения – переправляться через Дон или ждать на рубеже своей родной земли приближения врага. Именно в минуты этих раздумий в русский стан явился посланник преподобного Сергия с грамотой: «Иди, Господин, иди вперёд. Бог и Святая Троица помогут Тебе». Князь Дмитрий послушался голоса Сергия и смело двинулся вперед – бесстрашие, вера во Всевышнего и в победу и здесь сыграли свою решающую роль.
Подводя итоги жизнеописания великого князя Дмитрия Донского, автор «Слова о житии…», предположительно, троицкий монах Епифаний Премудрый, ученик Сергия Радонежского, заключает: «Так же князь Дмитрий знаменит в роду своём; не удостоились другие родители такое же чадо родить, не достойно и такому дивному чаду от других родителей родиться, но совершилось это по воле всех создателя – Бога. Что могу прибавить к славе его, ибо неизмерима она, словно море, которое полно и без текущих в него рек. И не бывает, чтобы людям в начале жизни хвала была, но некоторым – в среднем возрасте, другим – в старости. Сей же в хвале добродетели все годы жизни своей прожил, сразу благочестивым родился и к славе предков свою славу присоединил». И мне к этому добавить нечего, потому что именно к таким выводам пришел и я, познакомившись в курсе истории России Средних веков с деяниями князя Дмитрия Донского.
Чему учит и какой пример подаёт мне житие Дмитрия Донского, величайшего защитника земли русской? Жить нужно, соблюдая Заповеди Божьи, с благодарностью принимать всё свершившееся, хранить в душе веру в светлое будущее и никогда не терять надежду, ни при каких обстоятельствах не опускать руки, не унывать и не преступать главный закон духовного мира – закон любви к Богу и людям! Кроме того, очень важно изучать прошлое своей страны по историческим письменным источникам, анализировать поступки сильных личностей, одним из которых является Дмитрий Донской. Мне этот процесс дает пищу для размышлений, возможность брать для себя все лучшее, и ставить жизненные цели.
Библиографическая ссылка
Воротнюк А.С. Дмитрий Донской как образец христианского лидера и защитника земли русской // Литературное творчество школьников. – 2020. – № 1. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1639 (дата обращения: 23.11.2024).