Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА. СОЗДАНИЕ ХЛОПКОВОЙ САЛФЕТКИ С НАБИВНЫМ РИСУНКОМ В ТЕХНИКЕ – ШТАМПОВАНИЕ

Нестерова Е.Н. 1
1 г. Севастополь, ГБОУ "СОШ № 49"
украшение
вышивка
ритм
набивной рисунок
салфетка
штамп
набойка
1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций.5 класс. М.: « Просвещение».- 2014г.175с.
2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 5 класс. М: « Проосвещение».-2014г.39с.
3. Н. Н. Ростовцев, Е. Н. Шорохов, С. В. Игнатьев. Рисунок, живопись, композиция. М.: « Просвещение».-2000г.199с.

Новизна: создание готового изделия - хлопковая салфетка под чашку с набивным рисунком в технике (штампование), используя одноцветный стилизованный мотив.

Цель: Развитие мотивации и творческой активности, на уроках изобразительного искусства. Формирование представления о русской народной вышивке.

Объект исследования: ДПИ – декоративно прикладное искусство, искусство украшения предметов быта.

Предмет исследования: мотивы орнаментов народных вышивок, орнаменты из ритмически повторяющихся знаков – символов.

Практическая значимость:

- развитие умений использовать принципы симметрии в практической деятельности при создании нового художественного образа;

-овладение искусством украшения предметов быта, создание орнаментальной композиции с помощью повторяющихся мотивов:

-овладение принципами стилизации;

- овладение новой изобразительной техникой, штамповка;

В ходе урока обучающиеся 5 классов, через систему игровых заданий, формируют знания о декоративных предметах крестьянского быта: полотенце, платок, скатерть, столешник, ковер. В практической части урока, работая над созданием макета хлопковой салфетки, учащиеся закрепляют материал, о русской народной вышивке создавая стилизованные образы, для готового изделия.

В результате освоения материала воспитанники должны:

Знать понятия:

-ритм, чередование повторяющихся мотивов;

-декор, от франц., украшаю;

Крестьянское прикладное искусство – искусство создания бытовых предметов, несущих пользу для человека и вместе с тем обладающих художественными качествами.

- символическое значение цвета, белый цвет полотна связывался в народных представлениях с чистотой, женским началом, светом. Красная вышивка, символ красоты, огня, жизни, олицетворял мужское начало;

Владеть:

- принципами симметрии и стилизации, для создания главного мотива вышивки;

- новой живописной техникой по ткани – штампование.

предметные:

научиться различать орнаментальные мотивы, составлять ритмические композиции из солярных знаков, знать, что символизируют белый и красный цвет.

метапредметные :

- выдвигать версии об увиденном, работать по плану, излагать свое мнение в диалоге.

личностные:

-осознавать свои интересы, понимать значение традиций вышивания, которые сохраняются сегодня для современного человека.

Диагностическое задание№1(для актуализация знаний.

Выбрать правильный вариант ответа, из представленных:

1. Искусство сочетающее в себе художественные изделия имеющие практическое назначение в быту, с декоративной образностью.

А) музыкальное, Б) театральное, В) ДПИ, Г) скульптура.

2. Изобразительный элемент, повторяющийся с определенной последовательностью… А) оберег, Б) орнамент, В) символ, Г) сувенир.

3. Как называются знаки обозначающие: воду, солнце, землю…

А) солярные, Б) магические, В) водные, Г) орфографические.

4. Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства избы.

А) орнамент, Б) охлупень, В) причелина, Г) полотенце.

5. Бревно, венчающее кровлю крыши.

А) рубель, Б) конюх, В) охлупень, Г) наличник.

Ответы: 1В, 2Б, 3А, 4В, 5В. Самооценивание.

Оценка: 1ошибка – 4, 2 ошибки - 3, 3 ошибки – материал не усвоен.

Задание№2 для определения темы урока - буквы заблудились:

1.ясаксуР. 2.анарнодя. 3.ишакывв.

Русская народная вышивка.

Для целеполагания ученики отвечают на три вопроса: Что(будем изучать)? Как? Зачем? В помощь учащимся предлагаются иллюстрации, вопросы и небольшие тексты из сказок. Работа на доске. Рассмотрите иллюстрации и определите, какие из них подходят к целям нашего урока

Смысловое чтение и критическое мышление, задание№3 . Определите, о каких предметах быта говориться в данных отрывках их сказок, для каких целей служили эти предметы в сказках? Читают тексты, определяют название изделия (1. полотенце).

1. Сказка « Баба Яга»

Баба Яга отошла, а девочка дала коту ветчинки и спрашивает:

-Нельзя ли как-нибудь уйти отсюда?

-Вон на столе лежит полотенце да гребешок, - говорит кот, - возьми их и беги поскорее. Будет за тобою гнаться Баба Яга, ты приложи ухо к земле и, как заслышишь, что она близко, брось сперва полотенце - сделается широкая -широкая река…

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование, инициативное сотрудничество в поиске информации. (2. платок - изделие ДПИ).

2. «Марья Моревна»

Кощей сказал:

-Как же ты через огненную реку переправишься?

-А у меня есть такой платок – как махну в правую сторону три раза, сделается высокий – высокий мост, и огонь его не достает…

Выделение следствий, рассуждения о тканых изделиях (3. ковер).

3. «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».

Марья – царевна села ткать.

Всю ночь ткала и выткала ковер, какого в целом свете не видывали, на нем все царство расписано, с городами и деревнями, с лесами и нивами, и птицы в небе, и звери на горах, и рыбы в морях; кругом луна и солнце ходят…

О каких предметах быта говорится в сказках? (полотенце, платок, ковер) Для чего служили эти предметы в сказках? (они охраняли и оберегали своих хозяев). Предлагает просмотреть фрагмент видеофильма «Вологодская вышивка», после просмотра ответить на ряд вопросов:

- какую роль играет орнамент в вышивке, где брали сюжеты для вышивок?

-почему на протяжении многих веков женщины украшали вышивкой одежду и другие изделия?

Творческая практическая деятельность.

Создание макета хлопковой салфетки, по мотивам народной вышивки. Выбрать основной изобразительный мотив (древо жизни, животное, рыба, птица), дополните его орнаментальными рядами. Эти ряды могут быть выстроены из ритмически повторяющихся знаков – символов. Рассматривают образцы нарядных салфеток и полотенец. Проанализировав выполняют творческое задание.

Центральное место выделите размером, сделайте его условным и обобщенным. Используйте в композиции зооморфные и растительные орнаменты, выстраивая их в определенном ритме. Для выполнения росписи в технике штампования, будет достаточно одного цвета (красный - красивый).

Этапы работы:

1.Подготовленный бумажный трафарет закрепляем прищепками к ткани (Рис.1).

2.Используя губку, аккуратно наносим краску (Рис.2.-2.1). 3.Дополняем композицию орнаментальными рядами (Рис.3.-3.2)

Рис.1.Рис.2.Рис.3.

Рис.3.1 Рис. 3.2

Рефлексия.

Выберите слова, из предложенных, подходящие по смыслу:

Вышивка, ритм, пяльцы, мулине, калька, рукоделие, орнамент, узор.

1. Старинный вид женского рукоделия.

2. Назовите нитки, используемые для вышивания.

3. Какой материал используется для перевода рисунка на ткань.

4. Специальное приспособление для натяжения ткани.


Библиографическая ссылка

Нестерова Е.Н. РУССКАЯ НАРОДНАЯ ВЫШИВКА. СОЗДАНИЕ ХЛОПКОВОЙ САЛФЕТКИ С НАБИВНЫМ РИСУНКОМ В ТЕХНИКЕ – ШТАМПОВАНИЕ // Литературное творчество школьников. – 2020. – № 2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1646 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674