Немало замечательных произведений посвятили художники, поэты, музыканты оренбургскому пуховому платку. Но вновь и новь тебя охватывает трепет нежности и удивления, если держишь в руках это пуховое чудо. Вновь и вновь задаешь себе вопрос: откуда истоки этой красоты, легкости, нежной ажурности.
Оренбургский край – это бескрайние степные пространства. Возможно, такая картина природы кому-то покажется однообразной. Но она бесконечно дорога тому, кто здесь родился и вырос.
Сергей Тимофеевич Аксаков, который провел детство в родовой усадьбе Знаменское к северу от Бугуруслана, вдохновенно и полно описывает природу нашего края в своих произведениях «Семейная хроника» и «Записки ружейного охотника»: «Слово степь у нас обыкновенно представляет воображению пространство голой, ровной, безводной земной поверхности. Но в Оренбургской губернии степи совсем не таковы: поверхность земли в них неровная, даже гористая, местами довольно лесная, пересекаемая ручьями, степными речками и озерами. Степные места здесь чудно хороши своей роскошной свежей растительностью. Особенным ароматом наполняют воздух рассыпчатый ковыль, горный шалфей, низенькая полынь, богородская трава».
Тот, кто знакомится с пуховым платком, устремляется к исконным пуховязальным местам, в которых знаменитое рукоделие развивалось исстари. Отправимся в те места и мы.
Одним из центров развития ажурного пуховязания считается село Саракташ Оренбургской области. Дорога бежит из Оренбурга на восток области, час-полтора езды на электричке. Под стук колес хорошо полюбоваться красотой степного края и поразмышлять о промысле, прославившем Россию.
В чем секрет оренбургского ажурного пухового платка-паутинки?Сложный орнамент, точная симметрия, тончайшая нить, ровнота вязки,–таким видим мы ажурную паутинку. Как связать такое? Откуда берет вязальщица узоры платка?
Мастерицы-вязальщицы не только создают на пуховом полотне удивительные узоры, но и дают им красивые, поэтические названия: «снежинки», «горошки», «елочки», «угольники». Невольно приходишь к мысли, что эти узоры родились под впечатлением от родной природы, от созерцания необозримых степных просторов.Весной не оторвешь взгляд от цветущих тюльпанов, летом порадует глаз яркий цветок чертополоха, летящая стрекоза, а зимой – спокойная заснеженная равнина, ядреный мороз или сильный буран.
Все это надо разглядеть мастерице-вязальщице, прочувствовать любовь к своеобразной красоте, запомнить эти узоры и сюжеты, чтобы потом воплотить их с помощью двух вязальных спиц и тонкой пуховой нити в дивное творение – пуховый ажурный платок. А еще хорошей помощницей в работе будет песня: то тихая и протяжная, то лихая, удалая. Вязание платка не терпит уныния и отчаяния, суеты и торопливости. Интересен такой факт, что от настроения вязальщицы зависит качество платка. Старание, терпение и любовь – вот из чего хороший платок получается.
Каждый ажурный пуховый платок неповторим, в каждом живет душа мастерицы-вязальщицы. У каждого свой мотив, орнамент, узор. Память и живая наблюдательность питают фантазию рукодельницы, способной создавать настоящие жемчужины народного искусства.
«Вязала женщина платок – снежок пуховый.
среди жары – воды глоток, души обнову
Вязала женщина платок – дожди косые,
Ветра, рябиновый потоп –Свою Россию».
Анатолий Бабак
Библиографическая ссылка
Колобовникова М.А. ПУХОВОЕ ЧУДО ОРЕНБУРЖЬЯ // Литературное творчество школьников. 2020. № 5. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1664 (дата обращения: 19.04.2025).