Что такое мечта? (Это понятие присуще только представителю рода человеческого, иными словами, то, что отличает человека от любого другого живого существа на нашей планете).
О чём же мечтают люди? И всё ли, о чем грезит человек, можно назвать мечтой? Равноценны ли такие категории человеческого бытия (жизни), как богатство и любовь?
На мой взгляд, мечта, безусловно, связана с подъёмом человека на какие-то новые, более высокие по сравнению с прежними горизонты. И этот подъём требует, как мне кажется, от человека силы духа и нравственной чистоты. И эти качества «берегут» душу человека в непростой его земной жизни, расцвечивают его серые будни какими-то иными красками. Как ни парадоксально это прозвучит, но мечта требует от человека внутренней силы и при это сама увеличивает её количество.
Мечте все возрасты покорны…На неё не влияют ни возраст, ни социальное положение. Александр Грин в своём творчестве не смог «пройти» мимо мечтателей, противостоящих косности, «устаканенности» жизни, мимо людей, чьи мечты меняют мир в лучшую сторону:
Да когда бы не мечтатели,
Что бы было на земле?!
Вы бы вечно прозябали
Без морей и островов,
В самолетах не летали,
Не читали бы стихов.
Не слыхали б, как роняет
Май росинку в тишине,
Не видали б, как сверкает
Спутник в темной вышине.
Что б вы там ни говорили,
Но, наверное, без них
Вы бы до сих пор ходили
В шкурах пращуров своих!
(Э.Асадов «Будьте счастливы, мечтатели!»)
Как остро чувствовал этот писатель ущербность тех, кто лишён жизненно необходимой для человека потребности в красоте, которая «спасёт мир». Кажется невероятным, что кого-то может оставить равнодушным величественная красота царственной птицы, олицетворяющей благородство и верность. Но именно таков герой рассказа «Лебедь» Сидор Иванович. Замкнутый, ограниченный герой презрительно называет молодую пару, восхищающуюся птицей, «черным пиджаком» и «синей юбкой». Их разговор кажется ему глупым и бессмысленным: «Сидор Иванович почувствовал раздражение: птица плавает и больше ничего. Что тут за божественные разговоры? Что они там особенного увидели? Почему им приятно, а ему все равно? Тьфу!»
Но одним непониманием отношения между романтиками и обывателями не ограничиваются. Всё непонятное вызывает страх. А страх неизбежно влечёт за собой враждебное отношение, агрессию. Обыватель пытается защитить себя от неизвестности, которая всегда сопутствует мечте. А как известно, лучший способ защиты – это нападение. Жители деревушки Каперна относятся к главной героине повести-феерии «Алые паруса» Ассоль, мечтающей о прекрасных алых парусах и «храбром красивом принце», враждебно, всячески задирая: «…Над ней посмеивались, говоря: «Она тронутая, не в себе». Даже дети, подражая взрослым, выражают свое пренебрежительное отношение к бедной девочке: «…стояла кучка ребят; они гримасничали, высовывая языки».
Однако Ассоль уже смирилась с таким отношением к себе: «…она привыкла к этой боли…» Герой рассказа «Человек с человеком» сказал, что лучший способ спасти себя от злых, мерзких людей – молчание: «Я в панцире, более несокрушимом, чем плиты броненосца. Для этого нужно так много, что это доступно каждому, - нужно только молчать. И тогда никто не оскорбит, не ударит вас по душе, потому что зло бессильно перед вашим богатством».
Простым обывателям, «душам, спящим во мгле» не знакомы понятия мечты, фантазии, веры. Жизнь этих людей похожа на зиму, дающую полный, близкий к уничтожению и смерти покой. На их рыхлых, рябых лицах лежит сытая скука. Лонгрен, отец Ассоль, предупредил дочь от встречи с такими людьми: «Много ведь придется в будущем увидеть тебе не алых, а грязных и хищных парусов; издали — нарядных и белых, вблизи — рваных и наглых».
Но когда же люди утрачивают или приобретают способность мечтать? Романтиками и мечтателями так же, как и обывателями, не становятся с рождения. Что-то должно произойти с человеком в жизни, что-то такое, что даст толчок для сложной работы ума и сердца, в результате которой приходит понимание того, что быть фантазером – не плохо, а, наоборот, прекрасно.
Мироощущение главного героя рассказа «Рука» Кострова похоже на скучный пейзаж, который он видит из окна купе поезда: «За окнами вагона третьего класса моросил тусклый, серенький дождь, и в запотелых дребезжащих стеклах окон зелень березовых рощиц, плывущих мимо в тревожном полусвете раннего утра, казалась серой и хмурой. Струились линейки телеграфных проволок, то поднимаясь, то падая вниз медленными ритмическими взмахами». И какой же неожиданный эффект произвела встреча этого обычного, страдающего бессонницей в купе поезда мужчины с незнакомой спящей девушкой: : «Было бы странно и сложно, если бы в городе, в шаблоне и устойчивости человеческих отношений, около спящей, незнакомой женщины очутился бодрствующий, незнакомый ей мужчина и, сидя в двух шагах расстояния, пристально смотрел в лицо спящей. Но здесь, в дороге, теплое, немного сентиментальное чувство к молодому сну девушки-полуребенка, такое естественное, несмотря на искусственно созданную близость, казалось Кострову только хорошим и нежащим».
И Костров начинает мечтать о том, что так редко встречается в отношениях между мужчиной и женщиной в реальном мире, а чаще – на страницах хороших, умных и добрых книг – о тихой, бескорыстной и безмятежной любви: «Костров размечтался о том, что он женат и едет с молодой женой в далекое путешествие. Жена его - вот эта самая девушка; она тихо спит, счастливая близостью любимого человека. Пройдет минута, две; в сонных движениях раскроется ее шея, шаль будет скользить все ниже, на пол, открывая ночной свежести шею и грудь. А он подойдет и тихо, стараясь не разбудить ее, поднимет шаль и снова укутает милое спящее существо, греясь сам от заботы и нежных ласковых движений своей души. А когда она проснется, открывая сперва один, потом другой глаз, - солнечный свет ударит в них и засмеется в глазах, добрых, знающих его, верных ему».
И «спровоцированный» мечтой, главный герой решается на нелепый и бессмысленный, с точки зрения «немечтателя», поступок: положить удобно и прочно свесившуюся руку девушки. А слова благодарности попутчицы убедили героя в том, что искренность – это чувство доброе и светлое, а не странное и неуместное: «На целый день у большого, бессонного человека явилась, рожденная счастливой случайностью, маленькая вера - вера в силу искренности».
Как сложно человеку сделать шаг навстречу себе настоящему и своей мечте! Непросто потому, что мечта всегда требует «забыть» себя ради других, пойти по дороге добра. Иначе: «Очень легко затеряться в необъятном зле мира, и тогда ничто не спасет вас» (из рассказа «Человек с человеком»)
Библиографическая ссылка
Пак Ю.М. В ШАГЕ ОТ МЕЧТЫ // Литературное творчество школьников. – 2020. – № 5. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1666 (дата обращения: 21.12.2024).