Цель. Познакомить ребят с человеческими добродетелями; учить характеризовать события и поступки как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; способствовать развитию у ребят мотивации к добрым и гуманным поступкам.
Оборудование: высказывания о доброте, карточки с изображением лиц, текст рассказа В. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела», конверты с лепестками и чертами характера.
Девиз занятия: Твори добро всегда и везде!
Прекраснейшая музыка души – это доброта. (Р. Роллан)
Добро само по себе не случается, его делают правильные поступки. (Мэри Финни)
Если ты провел день в добрых делах, вечером ты всегда будешь испытывать радость. (Фома Кемпийский)
Ход занятия
1. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодняшнее наше занятие я хочу начать со стихотворения Натальи Россихиной «Дарите людям доброту» (дети слушают видеозапись) [3].
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
2. Ознакомление с темой и целью занятия.
- Почему автор призывает дарить людям доброту? Какие изменения могут произойти в вашей жизни? Что такое человеческие добродетели?
- Сегодня на занятии мы с вами и будем искать ответы на эти вопросы.
3. Работа над темой занятия.
- Человек начинается с добра…
Настоящий человек – это человек добрый и мудрый, щедрый и светлый, человек, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приласкать, уважать и поддержать, человек с добрым сердцем и светлою душой.
Доброта – это безвозмездная помощь, за которую человек не ждет вознаграждения.
Послушайте песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) [2].
«Если добрый ты»
1. Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.
2. Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты - то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.
3. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
Если песни петь - с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.
- Ребята, а скажите мне, добрым быть легко или не очень? И почему?
- Можно ли по внешним признакам узнать добрый человек или нет? И как это сделать? (Добрый человек вежлив, всегда улыбается. Добрые люди веселые, энергичные, открытые)
- Молодцы! А можно по картинке определить лицо доброго человека?
Учитель демонстрирует по очереди изображения лиц, дети высказывают свои суждения.
- Замечательно. А сейчас попробуйте сами определить доброго человека. У вас на столе есть карточка. Обведите лицо доброго человека. Всегда ли легко определить, каков человек? Какое изображение вызвало у вас сомнение? Почему?
- А как быть в такой ситуации? Как же убедиться в истинных качествах, присущих этому человеку? (По его поступкам и делам.) Не зря ведь в народе говорят:
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Во многих любимых нами сказках главным героем был ДОБРЫЙ молодец. За свои добрые дела, доброе отношение к окружающим людям и зверям герой сказки достигал успеха в своих делах и часто получал вознаграждение за это, а тот, кто делал зло – наказывался. Вспомните такие сказки, как «Морозко», «Сивка – Бурка», «Падчерица и мачехина дочка», «Госпожа Метелица» Братьев Гримм, «Сказку о царе Салтане и о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне-лебеди» А. С. Пушкина [1].
Отрывки из сказок читают дети:
1 ученик:
Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе все не горе.
Отплачу тебе ДОБРОМ…
- И вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:
2 ученик:
Как взмолится золотая рыбка:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь!»
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
- Этот старик был добрым человеком, отпустил золотую рыбку, да ещё сказал ей на прощанье доброе слово.
Есть и в литературе много рассказов на тему добра и наоборот. Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Угостились яблоками» [6]. (Читает учитель)
«Угостились яблоками».
У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.
Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.
Говорит Петр:
– Давайте попросим у бабушки яблок.
Попросили. Бабушка приглашает ребят.
– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.
Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.
Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.
Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.
- Какие мысли возникли у вас после услышанного? Кто поступил с добром? А чем поступок назвать добрым нельзя?
4. Физкультминутка «Дождик» (Дети руками выполняю движения, имитирующие звук дождя)
5. Обсуждение рассказа.
- А сейчас я хочу, чтобы вы сами почитали рассказ В. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела» и ответили на вопрос:
- Кто же из ребят умеет делать добро? (текст рассказа необходимо раздать детям)
«Красивые слова и красивые дела»
Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела [5].
- Все ли слова из рассказа вам понятны?
- Что такое ненастье? Как вы объясните сочетания слов «с неба лью потоки воды» (очень сильный дождь, ливень) и «промок до нитки» (весь промок)?
- Кто из ребят поступил правильно? Почему двое первых ребят не сделали так?
- Не обязательно совершать подвиги, чтобы проявить свою доброту. Достаточно почувствовать, что же необходимо сейчас в эту минуту другому человеку. А значит, надо уметь думать о других людях!
- Так легко ли быть добрым? (И да, и нет).
6. Игра «Если ты добрый человек, то необходимо…»
- А сейчас мы поиграем. Условия игры: если человек должен делать то, что я называю, вы хлопаете в ладоши, если нет – разводите руками в стороны.
ü Делать кому-то зло, если никто не видит.
ü Не умываться.
ü Уважать труд других. (Обсудить с детьми, как они это понимают).
ü Кричать, если кто-то отдыхает.
ü Давать списывать другу на контрольной.
ü Защищать слабого.
ü Помогать друзьям в беде.
ü Радоваться успехам других.
ü Читать чужие письма.
ü Подслушивать чужие разговоры.
ü Уступать место в общественном транспорте пожилым людям или маленьким детям.
7. Парная работа «Сложи цветок добра».
На партах в конвертах лежат лепестки с написанными на них чертами характера: эгоизм, невоспитанность, жестокость, вежливость, терпимость, лицемерие, щедрость, грубость, бескорыстность, справедливость (провести словарную работу – объяснить значение незнакомых слов).
Ребятам, сидящим за одной партой, необходимо выбрать те черты характера, которые помогают совершать добрые поступки, и расположить их в виде цветка.
- Прочитайте, какие черты характера вы выбрали. Вот эти положительные черты характера еще называют «добродетели». От каких слов образовалось это название? (делать добро).
- У вас есть несколько чистых лепестков (без слов). Как вы думаете, для чего они? (Написать самостоятельно какие еще добродетели должны быть на этих лепестках).
8. Итог занятия.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты
Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемящем запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной! [4]
Библиографическая ссылка
Кобелкова И.О. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПОДАРИ ДЕЛО И СЛОВО ДОБРОЕ» // Литературное творчество школьников. 2021. № 4. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1704 (дата обращения: 02.04.2025).