Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПОДАРИ ДЕЛО И СЛОВО ДОБРОЕ»

Кобелкова И.О. 1
1 МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"
внеурочная деятельность
3 класс
доброта
стихотворения
песни
рассказы о доброте
1. День доброты: рассказы и сказки, пословицы и поговорки о доброте. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://gofunnykids.com/den-dobroty-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/
2. Песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда». – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/esli-dobryi-ty/
3. Россихина Н. Дарите людям доброту. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://www.youtube.com/watch?v=iCC0E3glisw
4. Стихи о доброте - полная подборка стихотворений о добре и добрых делах человека. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://nauka.club/literatura/stikhi/o-dobrote.html
5. Сухомлинский В. А. Красивые слова и красивые дела. - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://gofunnykids.com/den-dobroty-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/
6. Сухомлинский В. А. Угостились яблоками. - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://gofunnykids.com/den-dobroty-rasskazy-i-skazki-dlya-detej/

Цель. Познакомить ребят с человеческими добродетелями; учить характеризовать события и поступки как проявление добра и зла; раскрыть моральное содержание доброты; способствовать развитию у ребят мотивации к добрым и гуманным поступкам.

Оборудование: высказывания о доброте, карточки с изображением лиц, текст рассказа В. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела», конверты с лепестками и чертами характера.

Девиз занятия: Твори добро всегда и везде!

Прекраснейшая музыка души – это доброта. (Р. Роллан)

Добро само по себе не случается, его делают правильные поступки. (Мэри Финни)

Если ты провел день в добрых делах, вечером ты всегда будешь испытывать радость. (Фома Кемпийский)

Ход занятия

1. Организация класса. Мотивация учебной деятельности.

- Сегодняшнее наше занятие я хочу начать со стихотворения Натальи Россихиной «Дарите людям доброту» (дети слушают видеозапись) [3].

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь,

И пониманье и мечту –

Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет

И никогда не будет,

Ответный сердца тёплый свет

Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Удачливее станет,

Когда потоком на тебя

Волна любви нагрянет!

Дарите людям доброту…

2. Ознакомление с темой и целью занятия.

- Почему автор призывает дарить людям доброту? Какие изменения могут произойти в вашей жизни? Что такое человеческие добродетели?

- Сегодня на занятии мы с вами и будем искать ответы на эти вопросы.

3. Работа над темой занятия.

- Человек начинается с добра…

Настоящий человек – это человек добрый и мудрый, щедрый и светлый, человек, который умеет любить и сочувствовать, защитить и приласкать, уважать и поддержать, человек с добрым сердцем и светлою душой.

Доброта – это безвозмездная помощь, за которую человек не ждет вознаграждения.

Послушайте песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) [2].

«Если добрый ты»

1. Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

2. Слышно, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты - то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

3. С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь - с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

- Ребята, а скажите мне, добрым быть легко или не очень? И почему?

- Можно ли по внешним признакам узнать добрый человек или нет? И как это сделать? (Добрый человек вежлив, всегда улыбается. Добрые люди веселые, энергичные, открытые)

- Молодцы! А можно по картинке определить лицо доброго человека?

Учитель демонстрирует по очереди изображения лиц, дети высказывают свои суждения.

- Замечательно. А сейчас попробуйте сами определить доброго человека. У вас на столе есть карточка. Обведите лицо доброго человека. Всегда ли легко определить, каков человек? Какое изображение вызвало у вас сомнение? Почему?

- А как быть в такой ситуации? Как же убедиться в истинных качествах, присущих этому человеку? (По его поступкам и делам.) Не зря ведь в народе говорят:

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Во многих любимых нами сказках главным героем был ДОБРЫЙ молодец. За свои добрые дела, доброе отношение к окружающим людям и зверям герой сказки достигал успеха в своих делах и часто получал вознаграждение за это, а тот, кто делал зло – наказывался. Вспомните такие сказки, как «Морозко», «Сивка – Бурка», «Падчерица и мачехина дочка», «Госпожа Метелица» Братьев Гримм, «Сказку о царе Салтане и о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне-лебеди» А. С. Пушкина [1].

Отрывки из сказок читают дети:

1 ученик:

Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе все не горе.

Отплачу тебе ДОБРОМ…

- И вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина:

2 ученик:

Как взмолится золотая рыбка:

«Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь!»

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

- Этот старик был добрым человеком, отпустил золотую рыбку, да ещё сказал ей на прощанье доброе слово.

Есть и в литературе много рассказов на тему добра и наоборот. Послушайте рассказ Василия Сухомлинского «Угостились яблоками» [6]. (Читает учитель)

«Угостились яблоками».

У старенькой бабушки возле хаты растет большая яблоня. Густо уродились яблоки в этом году. Даже ветки гнутся.

Пришла осень. Дозрели яблоки. Шли из школы три весёлых мальчика – Петр, Николай и Иван. Видят, на яблоне яблоки висят, ароматные, краснобокие.

Говорит Петр:

– Давайте попросим у бабушки яблок.

Попросили. Бабушка приглашает ребят.

– Идите, дети, нарвите себе яблок, ешьте.

Нарвали мальчики полное ведро яблок. Сели, едят. А огрызки бросают возле хаты.

Наелись, встали и пошли домой. Забыли поблагодарить, а об огрызках и говорить нечего: лежат под хатой.

Встала старенькая бабушка, вздохнула и пошла огрызки собирать. Собрала и отдала козе.

- Какие мысли возникли у вас после услышанного? Кто поступил с добром? А чем поступок назвать добрым нельзя?

4. Физкультминутка «Дождик» (Дети руками выполняю движения, имитирующие звук дождя)

5. Обсуждение рассказа.

- А сейчас я хочу, чтобы вы сами почитали рассказ В. Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела» и ответили на вопрос:

- Кто же из ребят умеет делать добро? (текст рассказа необходимо раздать детям)

«Красивые слова и красивые дела»

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик..

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела [5].

- Все ли слова из рассказа вам понятны?

- Что такое ненастье? Как вы объясните сочетания слов «с неба лью потоки воды» (очень сильный дождь, ливень) и «промок до нитки» (весь промок)?

- Кто из ребят поступил правильно? Почему двое первых ребят не сделали так?

- Не обязательно совершать подвиги, чтобы проявить свою доброту. Достаточно почувствовать, что же необходимо сейчас в эту минуту другому человеку. А значит, надо уметь думать о других людях!

- Так легко ли быть добрым? (И да, и нет).

6. Игра «Если ты добрый человек, то необходимо…»

- А сейчас мы поиграем. Условия игры: если человек должен делать то, что я называю, вы хлопаете в ладоши, если нет – разводите руками в стороны.

ü Делать кому-то зло, если никто не видит.

ü Не умываться.

ü Уважать труд других. (Обсудить с детьми, как они это понимают).

ü Кричать, если кто-то отдыхает.

ü Давать списывать другу на контрольной.

ü Защищать слабого.

ü Помогать друзьям в беде.

ü Радоваться успехам других.

ü Читать чужие письма.

ü Подслушивать чужие разговоры.

ü Уступать место в общественном транспорте пожилым людям или маленьким детям.

7. Парная работа «Сложи цветок добра».

На партах в конвертах лежат лепестки с написанными на них чертами характера: эгоизм, невоспитанность, жестокость, вежливость, терпимость, лицемерие, щедрость, грубость, бескорыстность, справедливость (провести словарную работу – объяснить значение незнакомых слов).

Ребятам, сидящим за одной партой, необходимо выбрать те черты характера, которые помогают совершать добрые поступки, и расположить их в виде цветка.

- Прочитайте, какие черты характера вы выбрали. Вот эти положительные черты характера еще называют «добродетели». От каких слов образовалось это название? (делать добро).

- У вас есть несколько чистых лепестков (без слов). Как вы думаете, для чего они? (Написать самостоятельно какие еще добродетели должны быть на этих лепестках).

8. Итог занятия.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,

И тогда на морозе щемящем запахнет весной,

И тогда на Земле станет больше улыбкой одной! [4]


Библиографическая ссылка

Кобелкова И.О. ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ПРОГРАММЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ЭТИКА» В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ПОДАРИ ДЕЛО И СЛОВО ДОБРОЕ» // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 4. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1704 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674