Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

АНАЛИЗ ГЛАВЫ 9 «СОН ОБЛОМОВА» РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

Боброва Е.О. 1
1 МБОУ "СШ № 12" г. Нижневартовска
и.а. гончаров
"сон обломова"
илья ильич обломов
идеальный мир
утопия
описание природы
сравнение
метафора
олицетворение
эпитет
антитеза
комический эффект
личность
греховные черты

Девятая глава эпохального романа И.А. Гончарова – одна из самых значимых глав произведения, позволяющая понять характер Обломова, его внутренний мир.

В начале «Сна…» перед читателем предстаёт «благословенный уголок земли», «чудный край», как позже оказывается — Обломовка — место, где Илья Ильич родился и провёл своё детство. Примечателен тот факт, что на вопрос «где мы?», поставленный в начале главы, Иван Александрович отвечает чуть позже, сохраняя интригу и словно позволяя читателям-современникам задуматься об окружающей действительности. С помощью описаний природы создаётся впечатление, что «мирный уголок», в котором очутился главный герой, есть не что иное, как утопия, идеальный мир. И идеален этот мир не столько даже для читателя или автора, сколько для самого Обломова. В этом крае нет моря, которое «наводит только грусть на человека», «перед необозримой пеленой вод» которого «сердце смущается робостью». Как известно из предыдущих глав, робость — одна из ключевых черт характера Обломова, и метафора «смущается робостью» звучит как плеоназм, который усиливает значение этой характеристики героя. Илья ограждён от «рева и диких раскатов валов», «гор и пропастей» — одним словом, от того «дикого и грандиозного», перед которым человек «так мал, слаб, так незаметно исчезает в мелких подробностях широкой картины». При этом антитеза «мелких» — «широкой» — ещё один способ усилить смысловое значение, подчеркнуть ничтожность человека перед столь необъятными и грозными природными явлениями.

И.А. Гончаров изображает детскую, не окрепшую с годами душу Обломова (который в своём сне предстаёт в возрасте семи лет) с помощью образа воды — зеркала, отражающего «alter ego» человека, спящую в нем силу. Она «подчас так ядовито издевается над его гордой волей и так глубоко хоронит его отважные замыслы, все его хлопоты и труды».

Природа в Обломовке описывается, будто в сказке, — красочно и лучезарно, с помощью олицетворений, эпитетов, синонимичных рядов однородных членов («солнце ярко и жарко светит, <…> удаляется, <…> точно нехотя», горы — «ряд отлогих холмов, с которых приятно кататься», «река бежит весело, шаля и играя»). Так подтверждается, что легенды, сказки, былины и притчи значительно повлияли на сознание героя. К примеру, в эпизоде, где маленький Илюша зовёт маму гулять, она, давая волю «своей необузданной фантазии», пугает сына байками о лешем, который «в лесу <…> ходит, <…> уносит маленьких детей». К слову, сама мать Обломова была не менее наивна, ведь «в Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам». Невозможно не упомянуть и сказку «о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки меду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добрые молодцы, такие, как Илья Ильич, да красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать», которую рассказывала Илье Ильичу няня — перед ребёнком предстаёт фантазийный мир, полностью противоречащий действительности. Именно такие сказки и повлияли на формирование образа Обломова, мечтательного, оторванного от реальности, ведь «воображение и ум прониклись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости». «Его все тянет в ту сторону», «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Через описания природы Обломовки подчеркивается неготовность главного героя к переменам, его любовь к постоянству, всему привычному вокруг, нежелание выходить из зоны комфорта: «Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг»; «по указанию календаря наступит в марте весна»; зима «не дразнит неожиданными оттепелями» — словом, в Обломовке, как и в жизни героя, нет ничего непредвиденного, что, как я считаю, делает жизнь неинтересной — «тихо и сонно все в деревне».

Следует заметить, что через описания природы Обломовки Гончаров охарактеризовал не только главного героя, но и жителей деревни в целом (их образы воплощают отрицательные черты простого народа). Будучи изолированными от всего мира (так как «уголок их был почти непроезжий»), они жили без всяких забот, не зная смерти («в последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто»), мало того, для жителей смерть была настолько редким явлением, что «после того не могли надивиться такому необыкновенному случаю». Так автор подчеркивает однообразие жизни в деревне. Эту мысль Иван Александрович подтверждает описанием рутинного существования жителей Обломовки, которое характерно и для хозяев: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе». Как можно заметить, при помощи антитезы, абсолютно серьезного описания «важных» дел барина И.А. Гоначаров усиливает комический эффект; «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой <…>, сама рисует мелом <…>» — в таком образе жизни усматривается такой грех, как праздное времяпрепровождение.

Помимо праздного времяпрепровождения, приводится не менее грешная черта жителей — чревоугодие: «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» (это указывает на отсутствие каких- либо высоких духовных стремлений, и как следствие — удовлетворение одной из низших потребностей, превращение ее в «культ»).

Однако делает героев неоднозначными в глазах читателя следующая деталь: автор, параллельно с вышеприведёнными грехами, ласково называет жителей Обломовки «трудолюбивыми муравьями», то есть противопоставляет чревоугодие и праздное времяпрепровождение трудолюбию (хотя бы в отношении мирских забот).

Особое внимание хочется уделить послеобеденному сну и занятиям жителей деревни после него: «Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти…». Особенно значителен этот послеобеденный сон для «барчонка», Ильи Ильича («…А он с нетерпением дождался этого мгновения, с которым начиналось его самостоятельная жизнь»; «он был как будто один в целом мире» — этими и последующими строками автор, как мне кажется, хочет передать, что вкус к жизни главный герой потерял с течением лет, а не с рождения – в детстве Обломов был, как и большинство детей, на редкость любопытен). После сна «все искали освобождения от жажды, как от какого-нибудь наказания Господня» — этим сравнением, с одной стороны, автор добивается комического эффекта, с другой же — в очередной раз доказывает беззаботность обломовцев: обычная жажда после сна (с возможностью сиюминутно ее преодолеть) — целое «наказание Господне». На это же указывают и обычные занятия жителей после чая: «кто пойдёт к речке и тихо побродит по берегу <…>, другой сядет к окну и ловит глазами каждое мимолетное явление <…>»; «начинает смеркаться» — «люди играют в горелки», «<…> слышится балалайка»; долгие зимние вечера за пустыми разговорами и шутками («Видит Илья Ильич во сне <…> целые недели, месяцы и годы так проводимых дней и вечеров»).

Особое внимание для раскрытия образа героя стоит обратить на ситуацию с дворовыми ребятами — здесь автором как никогда правдиво описывается подростковая резвость, «бесёнок», сидящий в душе (ребёнок по горло сыт заботой родителей, автор сравнивает его с экзотическим цветком в теплице). «Наконец набежали на мальчишек и начали чинить правосудие» (особенно комична метафора «чинить правосудие» в противопоставлении с тем, что дворовых мальчик «кого за волосы, кого за уши, иному подзатыльника <…>», Илью Ильича же — «торжественно принесли на руках домой»).

«Зачем им разнообразие, перемены, случайности, на которые напрашиваются другие?» — этим риторическим вопросом описывается вся суть жителей деревни. Благодаря «Сну Обломова», описанию его детства (главному герою семь лет, тринадцать-четырнадцать лет) читатель может понять, что так сильно повлияло на становление его личности, поспособствовало формированию его образа на момент развития событий: безусловно, это сами жители Обломовки («А ребёнок все наблюдал да наблюдал»). Но помимо образа жизни обломовцев, наиболее значительное влияние на личность Обломова оказало воспитание. Это излишняя опека, потакание ребёнку во многих его прихотях, отсутствие дисциплины. Если в период семилетнего возраста Ильи Ильича это ощущалось не так остро (вышеупомянутая ситуация — мать отказывает Илюше в прогулке из-за лешего, ходящего в лесу), то в подростковый период — период становления личности — все воспоминания героя, повествуемые автором, наталкивают читателя на мысль об абсолютно неправильном воспитании: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич <…> — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание», «И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя»…


Библиографическая ссылка

Боброва Е.О. АНАЛИЗ ГЛАВЫ 9 «СОН ОБЛОМОВА» РОМАНА И.А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 4. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1705 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674