1. Карнеева М.Ю. Конспект урока по литературному чтению «В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»» - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2017/12/28/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-v-f-odoevskiy-moroz (дата обращения: 10.06.2021).
2. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1 [Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 223 с.
3. Суржикова А.С. АНАЛИЗ СКАЗКИ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» В. Ф. ОДОЕВСКИЙ. // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017035639 (дата обращения: 10.06.2021).
4. Урок 31. В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»: 2 часть (РЭШ). - [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://resh.edu.ru/ subject/lesson/5143 /train/283467/ (дата обращения: 15.06.2021).
Задание 1.
Назови тему и главную мысль сказки.
(Темойданного произведения является противопоставление между Рукодельницей и Ленивицей. В данной сказке повествователь поднимает одну из важных проблем,проблемучеловеческой жадности и зависти, а так же в произведении говорится о том, как важно быть трудолюбивым и добрым человеком. Основнаяидеяэтого произведения «Зло и лень должны быть наказаны, а трудолюбие, скромность, доброта награждены».
Основнаямысльрассказа: если за что-то берешься - делай это хорошо, просто так, а не за награду.)[3].
Задание 2.
На странице 196 прочитайте 2 абзац [2].
- Что узнали из этого фрагмента?
- Можно ли по данному абзацу дать характеристику Рукодельнице? Если да, то какую?
Задание 3.
Прочитайте 3 абзац на странице 196 и 1 абзац на странице 197 [2].
- Что узнали из этого фрагмента?
- Можно ли по данному абзацу дать характеристику Ленивице? Если да, то какую?
Задание 4. (работа по стр. 197, абзац 2) [2].
- Что делает Рукодельница, когда принесет нечистой воды? Прочитай.
- Как называется этот процесс? (Фильтрование воды)
- Какие вещества помогают Рукодельнице фильтровать воду? (Уголья и песок)
- В наше время, кроме фильтров, как можно очистить воду в домашних условиях? (Отстаивание, кипячение, очищение серебром, активированным углем, заморозкой и др. Очень много способов можно найти в интернете).
Задание 5. Ответь на вопросы.
- Назови причину, по которой Рукодельнице никогда не было скучно? (стр. 197, 2 абзац) [2].
– Одинаково ли автор относится к героиням сказки? Можно ли по их именам определить отношение Одоевского к своим героиням?
– Почему у Ленивицы ничего не получилось, ведь она так хотела получить пятачков и брильянтовую булавочку?
– Что же оценил Мороз Иванович?
Задание 6.
А) Выбери пословицу, которая может охарактеризовать Рукодельницу. Составь рассказ о Рукодельнице, используя эту пословицу.
- Долог день до вечера, коли делать нечего.
- Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
-Без дела жить – только небо коптить.
Б) Составь рассказ о Ленивице, используя цитату: «Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей и в голову не приходило».
Задание 7.
- По какой причине Рукодельница оказалась в колодце? Выпиши последовательность действий, используя текст. (Пошла за водой, опустила ведро на веревке, веревка оборвалась, упало ведро в колодец. Нянюшка велела Рукодельнице вернуть ведро.)
Задание 8. Распредели качества, которыми обладают герои сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Заполни таблицу
Слова: трудолюбивая, капризная, грубая, добрая, ленивая, ласковая, скромная, невнимательная, отзывчивая, неблагодарная.
Ленивица |
Рукодельница |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 9. Разгадай кроссворд
|
|
По горизонтали:
1. Чем оказался серебряный слиток, подаренный Ленивице?
2. Что называл Мороз Иванович студенцом?
3. Что утопила в колодце Рукодельница?
4. Отрицательная героиня сказки «Мороз Иванович»?
По вертикали:
1. За что была вознаграждена Рукодельница?
Задание 10.
Вариант А.
Найди где причина, а где следствие. Расставь в нужном порядке. Запиши.
СОБРАЛА ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОЧКИ, ПОЛУЧИЛА ГОРСТЬ СЕРЕБРЯНЫХ ПЯТАЧКОВ И БРИЛЬЯНТИК, ТРИ ДНЯ СЛУЖИЛА ДОБРОСОВЕСТНО, ВЫНУЛА ПИРОЖКИ.
Вариант Б.
По какой причине рукодельница получила горсть серебряных пятачков и брильянтик? Выпиши из текста доказательства.
Задание 11. Сравни сказки. Сделай вывод.
«Мороз Иванович» (В.Ф. Одоевский) |
«Морозко» (русская народная сказка) |
Похожи ли главные героини сказок? |
|
|
|
Указывают ли имена девочек на их делах? |
|
|
|
Какая беда приключилась с девочками? |
|
|
|
Какие задания выполняли героини сказок? |
|
|
|
Сколько времени героини находились на службе у морозов? |
|
|
|
Кто встречает героинь по возвращении? |
|
|
|
Как сложилась судьба героинь в сказках? |
|
|
|
Задание 12. Укажи особенности сказок В. Одоевского «Мороз Иванович» и русской народной сказки «Морозко». Заполни таблицу, выбрав нужное из списка.
Сюжет: подробно описал пребывание девочек, добавил волшебные предметы из других сказок, сюжет обычный для сказки мачеха, родная дочь, падчерица.
Место действия: лес, сказочный дом.
Характер героинь: характер героинь характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям, можно подобрать немного качеств по речи, поступкам героев.
Волшебный персонаж: похож на строгого и справедливого учителя, ценит трудолюбие, за него награждает, за зло даже заморозил героиню.
Концовка: жестоко наказывает зло, более добрый и нравоучительный конец сказки.
Особенности |
«Мороз Иванович» |
«Морозко» |
Сюжет |
|
|
Место действия |
|
|
Характер героинь |
|
|
Волшебный персонаж |
|
|
Концовка |
|
|
Задание 13.
План рассыпался. Соберите его правильно (работа в группе).
РУКОДЕЛЬНИЦА
|
Дерево с золотыми яблочками и Рукодельница. |
|
Рукодельница и Ленивица дома. |
|
Беда, что случилась с Рукодельницей. |
|
Печка с пирожками и Рукодельница. |
|
Возвращение Рукодельницы домой. |
|
Встреча Рукодельницы и Мороза Ивановича, выполнение его поручений. |
|
Награда Рукодельнице за труд. |
(Ответ: 4, 1, 2, 3, 7, 5, 6.)
ЛЕНИВИЦА
|
Обращение к детушкам. |
|
Ленивица следует примеру Рукодельницы. |
|
Ленивица и дерево с яблочками наливными. |
|
Ленивица и печка с пирожками. |
|
Дары Мороза Ивановича Ленивице. |
|
Ленивица в доме Мороза Ивановича. |
|
Требование награды за труд. |
(Ответ: 7, 1, 3, 2, 6, 4, 5.)
Задание 14.
– Соберите пословицы:
Что посеешь... ...такова и награда.
Какова работа... ...то и пожнёшь.
Мало хотеть… …не жди добра.
Что испёк… ...надо уметь.
Сделав худо… ... то и кушай.
(Что посеешь, то и пожнёшь. Какова работа – такова и награда. Мало хотеть, надо и уметь. Что испёк, то и кушай. Сделав худо, не жди добра.)[1].
– Как вы понимаете значение этих пословиц?
– Какие пословицы подходят к сказке «Мороз Иванович»?
– Ради чего Одоевский написал для нас эту сказку?
– Что могло послужить поводом для рождения этого произведения?
Библиографическая ссылка
Глазырина Н.Л., Медведева С.Л. В.Ф. ОДОЕВСКИЙ «МОРОЗ ИВАНОВИЧ» (ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ ПО УЧЕБНИКАМ «ШКОЛА РОССИИ») // Литературное творчество школьников. 2021. № 4. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1708 (дата обращения: 02.04.2025).