Советский кинематограф периода «перестройки» богат выдающимися картинами. Некоторые из них стали воплощением этого времени, а другие публика оценила не так, как они того заслуживают. Об одной из этих лент и пойдет речь в этой рецензии.
Детство. Беззаботная и счастливая пора. Это то самое время, когда у тебя еще нет обязанностей, жизненных проблем и сложных ситуаций. Так сказало бы большинство, но точно не Таня Серебрякова – главная героиня фильма «Куколка», режиссера Исаака Фридберга. Вспоминая свое детство на интервью, она не говорит о друзьях, школе. Ее не интересуют ни походы в кино, ни взаимоотношения со сверстниками. Вся ее жизнь наполнена спортом. На всех ребят она смотрит как на соперников, а ее жизненное кредо – побеждать и никак иначе. Таня просто не знает как можно жить по-другому. Она находится в своем мире и не понимает другого.
Поездка в Лондон и ее последствия стали неожиданным поворотом сюжета. Там девочка получает серьезную травму позвоночника и больше не может участвовать в соревнованиях. Как же меня потряс момент, когда Таня с тренером стояли на мосту после похода к врачу. Первым делом, узнав о травме, героиня не задает ни единого вопроса о здоровье. Ее интересует только спорт. Спортсменка спрашивает о кубке СССР, на котором она должна была выступить, и, услышав не свою фамилию, поражается. Как это так, какая-то Винокурова поедет вместо нее, Тани, которая ни за что не сдала бы своей наивысшей позиции. Можно представить, что чувствовала героиня. В фильме отрезок сборов домой показан быстро и емко, без единой реплики: покидала вещи в чемодан, села на поезд и приехала к матери.
Хочу отметить гениальную игру актеров, а в особенности, Светланы Засыпкиной, исполняющей роль Тани. Она как никто другой смогла понять и донести до каждого мировосприятие, характер своего персонажа, ведь в фильме Светлана не играла, а проживала то, что с ней произошло в реальной жизни. Актриса – гимнастка, бросившая спорт по той же самой причине, что и ее героиня Таня Серебрякова.
Отношения детей и родителей – одна из тем, которая затрагивается в картине. Спустившись со спортивного Олимпа прямиком в однокомнатную квартиру своей матери, инфантильной, не устоявшейся в жизни, женщине, Таня чувствует себя не в своей тарелке. У девочки происходит сильнейшая психологическая ломка. В то время как мама пытается всячески ей угодить, быть на одной волне с ней, Таня всем видом показывает свою гордую натуру: она не ест, осуждает мать, говорит с ней свысока.
Настоящая кульминация сюжета происходит в школе, когда обстоятельства сводят девочку с классной руководительницей – Еленой Михайловной. Я заметила одну очень интересную вещь: учительница в первый день знакомства с Серебряковой одета в красное платье, а она в свою очередь - в свитере с надписью «перестройка» и, удивительно, тоже красного цвета. Поэтому, когда оператор берет в кадр весь класс, среди черной массы отчетливо выделяются две фигуры: Тани и Елены Михайловны. Они как два соперника, смотрящих друг другу в глаза. Серебрякова приходит в 9 класс обычной школы, где сложились свои правила, и установились свои лидеры. Она смотрит на это свежим взглядом и совершенно не понимает, как себя вести с одноклассниками и классной руководительницей, которая просто противоречит взглядам девочки. То самое «ты должна» или «я не знаю почему, но так надо», не воспринимается чемпионкой, и она идет на прямой конфликт с учительницей. Серебрякова давит на своего «врага» по всем сторонам: воздействует на директора школы, подминает под себя класс, пытается выделиться. В конце фильма зрителю так и не дали понять что же вышло из этого конфликта. Ясно одно: Таня – жесткая натура и никогда не сдаст свои позиции. Но кто же прав в этой истории? Не могу однозначно ответить. Думаю, что в поступках обеих героинь есть свои промахи. Но Елена Михайловна же взрослый человек и несет большую ответственность за себя и за учеников. Она выносит все свои проблемы на «вид», демонстративно конфликтует с Таней, делает поблажки Панову, влюбленному в нее. А Панов как верный слуга доносит всё, что затевает класс…
Фильмы периода перестройки разрушили стену, стоящую между советским и западным кино. В СССР хлынули кино и литература, которые ранее считались запрещёнными. В кинокартинах показывали то, над чем раньше люди даже не задумывались. Образ Тани Серебряковой и есть то самое воплощение перестройки, ведь воспроизвести его лет десять назад просто бы запретила строгая цензура.
Библиографическая ссылка
Василенко А.А. ТАК КТО ЖЕ ТАКАЯ "КУКОЛКА" У РЕЖИССЕРА ИСААКА ФРИДБЕРГА? // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 6. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1721 (дата обращения: 04.12.2024).