Владивосток – город у моря, форпост России на Дальнем Востоке. Для жителей центральной России он непримечателен и существует только на картах. Его несправедливо считают провинцией, несмотря на все заслуги и достижения. Тем не менее, портовый город Владивосток манит людей со всего света своим свежим морским бризом, соседством с Восточной Азией, уникальным горным рельефом, вкусными морепродуктами и уютной домашней атмосферой в контрасте с дорогими мегаполисами. Я люблю Владивосток, я здесь живу, а потому мой рассказ о нем.
Каждый откроет для себя свой Владивосток и запомнит его навсегда. В свое время Никита Сергеевич Хрущев заявил, что наши заливы ни чуть не хуже американских и призвал сделать Владивосток лучше Сан-Франциско [1]. А Владимир Ильич Ленин в ноябре 1922 г. сказал: «Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский» [2]. И я полностью согласна с этими словами. Как бы сильно Владивосток не был далек от привычных славянских городов, по духу он самый родной, самый любимый и самый русский для его жителей. А люди в нем живут открытые, честные и искренние.
Однако, наш город не так прост. Он полон загадок русской души и новшеств, пришедших от жителей Китая. К слову, до Китая можно доехать за 5 часов на обычном рейсовом автобусе. Поэтому, людей с азиатским типом внешности мы видим очень часто. Чем же еще интересен Владивосток?
Владивосток— особенный город. Ему уже 161 год, а он всё также молод и авантюрен, неоднозначен и переменчив. Владивосток - город прогресса. Он пахнет свежестью, прибрежным морозным ветром и китайскими острыми соусами. А еще, майонезными роллами, пян-се и милкисом. Зато, в центре пахнет сладкими духами и свежезаваренным кофе. Наш Владик - город насеми ветрах и сопках, город, сотканный изпротиворечий и контрастов. Что такое сопки? Об этом позже.
Сначала немного о «до-русской» истории города. Бухта Золотой Рог, на берегу которой стоит Владивосток, по-китайски называлась Хайшэнвэй, что в переводе означает «Бухта трепангов». В летний сезон китайцы посещали ее для ловли рыбы, трепанга, ракушек, заготовки морской капусты. С наступлением осени, до сезона штормов, китайцы отправлялись на родину. Европейцы добрались до наших берегов значительно позднее. Сначала в 1851-52-м году берега залива (в будущем Петра Великого), посетило китобойное судно из Франции. А в 1855-м году, в разгар Крымской войны, сюда прибыли фрегат «Винчестер» и пароход «Барракуда». Англичане дали бухте имя Порт-Мэй, но надолго в этих пустынных тогда краях они не задержались, впрочем, как и данные ими названия [3].
В 1859 г. сюда прибыл сибирский губернатор Николай Николаевич Муравьев, обходивший морские рубежи своих владений на пароходе «Америка». Муравьеву приглянулась бухта, напомнившая ему своей конфигурацией Золотой Рог в Стамбуле – именно так он в итоге ее и назвал. Губернатор сразу понял, что Золотой Рог прекрасно подходит под место для нового населенного пункта и сразу же отдал приказ о его основании. Имя ему выбрали – Владивосток. Пост Владивосток был основан 2 июля 1860 года командой прапорщика Комарова, нотолько 2 ноября граф Николай Игнатьев подписал Пекинский договор, покоторому Россия стала единоличной хозяйкой Приморской области. Сама история подписания этого договора— сюжет для романа. Пост был основан без согласования с Китаем на территории, которая находилась в совместном управлении двух стран. Вот Вам и авантюрность в полной мере. А вот и неоднозначность - нет унас в городе улицы имени графа Игнатьева. Есть и улица Прапорщика Комарова, и полуостров Муравьёва-Амурского, а улицы Игнатьева – нет. Мне кажется, незаслуженно.
Город-порт игород-форт.
В 1865 году во Владивостоке открыли свою собственную верфь. В 1871 году Владивосток принял у Николаевска-на-Амуре статус главной базы Сибирской флотилии и стал военным форпостом страны на Дальнем Востоке. Город рос и развивался. Постепенно «Владик» становился вровень с другими городами России. В 1880 г. пост официально получил статус города. В этот период оживляются торговля и промышленность, начинается активное заселение города. Во Владивосток прибывают переселенцы множества национальностей: немцы, поляки, скандинавы, англичане, американцы, французы, итальянцы, евреи, греки, японцы, корейцы и китайцы.
Вся страна снова заговорила о городе 19 мая 1891 г., когда официально стартовало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали Москва-Владивосток. Примечательно, что отвез первую тачку земли на полотно будущей дороги, а также заложил первый камень будущего вокзала лично цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II). В честь этого события построена очень красивая арка Цесаревича. Многие зарубежные наблюдатели считали авантюрой такой глобальный проект, но Транссиб был построен.
Развитие города проходило в непростые годы, он постоянно был под угрозой нападения сначала британского, а потом японского флота. Одновременно с развитием поста, как торгового порта, в нём начинает строиться знаменитая морская крепость. Владивостокская крепость - это комплекс уникальных долговременных оборонительных сооружений, построенный в конце XIX - начале XX века во Владивостоке и его окрестностях. Однако, одна из самых мощных приморских крепостей мира так ни разу и не повоевала. Парадоксально, но на пользу Владивостоку пошла даже проигранная русско-японская война 1904-1905 годов. После потери Порт-Артура Владивосток остался единственным незамерзающим российским портом на Тихом океане – и Москва стала вкладываться в развитие города с удвоенной силой.
В 1907 в городе устанавливается режим порто-франко и вплоть до 1914 г. (до Первой мировой войны) он переживает бурный рост, став одним из экономических центров АТР. Численность населения Владивостока переваливает за 100 тыс. и отличается национальным разнообразием: русские составляли меньше половины населения. Несмотря на такие грандиозные события, сам город был мало благоустроен, не было в нем соборности Новгорода, размаха Нижнего, фабричности Тулы. Но город уже перерос рамки провинциального захолустья - в нём кипела жизнь. «Дальневосточная Ницца»- так называли Владивосток вначале 20-го века. Город-крепость ивтоже время «порто-франко»- вольный город настыке цивилизаций: Япония- навостоке, Китай- назападе, наюге - Корея. Русский город, построенный немцами, датчанами, англичанами. Одним словом, европейский город вАзии.
В период Первой мировой войны в городе не проходило активных военных действий. А потом произошла революция. И здесь она тоже была не такой, как во всей стране. Первоначально власть в городе перешла к большевикам, однако в 1918 году чехословакские войска свергли советскую власть в городе. Позже сюда вошли войска интервентов: США, Японии, Италии, Канады и др. А потом произошло уникальное событие, была образована Дальневосточная республика - буферное государство между Советской Россией и Японией. В 1922 году Владивосток был освобождён от интервентов и белогвардейцев. Об этих временах есть знаменитая песня:
По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперёд,
Чтобы с бою взять Приморье -
Белой армии оплот … («Марш дальневосточных партизан», 1922 г.) [4].
Памятник этим событиям установлен наглавной площади города - площади Борцам завласть Советов. Памятник современем потерял свой идеологический смысл вглазах молодого поколения ипросто стал узнаваемым символом города.
К моменту установления советской власти, Владивосток находился в упадке. Из-за массовой эмиграции и репрессий население города значительно уменьшилось. Владивосток не был местом боевых действий в годы Великой Отечественной войны, хотя постоянно существовала угроза нападения со стороны Японии. На тот момент порт Владивостока был самым важным получателем импортных грузов (ленд-лиз).
Эпоха великого строительства.
В годы «хрущёвской оттепели» (50-60 гг. 20 века) Владивосток получил особое внимание государственных властей. Н.С.Хрущёв посетил наш город дважды - в 1954 и 1959 годах. Проблемы Владивостока решали на уровне Совета Министров СССР. Принимается новый генеральный план города, рассчитанный до 1980-го года. В эти годы строятся трамвайные и троллейбусные линии, город становится огромной строительной площадкой: возводятся новые жилые микрорайоны, заводы, фабрики. Во Владивостоке появляются новые кинотеатры, гостиницы, цирк, морской вокзал, почтамт, Дом радио, драматический театр, Дом пионеров. Воссоздаётся Дальневосточный государственный университет, строится Медицинский институт. В 1958 г. открывается пассажирское авиасообщение с Москвой. Это время для города было временем великих свершений. И это в закрытом городе.
В 1974 году весь мир следил за встречей президента США Форда и генерального секретаря ЦК КПСС СССР Брежнева во Владивостоке. На встрече были подписаны протокол к Договору об ограничении систем ПРО и Договор об ограничении подземных ядерных испытаний, которые помогли сдержать гонку вооружений.
Новое время.
С 1 января 1992 года Владивосток перестал быть закрытым городом. В течение 20 лет новой России мой город переживал нелегкие времена. Закрылись оборонные предприятия, была сокращена армия и флот, многие корабли пошли на металлолом. Было тяжело, но Россия не забыла о Владике: вся страна покупала машины на автомобильном рынке «Зелёный угол» и слушала группу «Мумий Тролль». А песня «Владивосток-2000», с текстом, во многом непонятным для других регионов, стала почти гимном Владивостока.
В 2010 году правительство снова помогло Владивостоку. Сбылась вековая мечта всех владивостокцев - к форуму АТЭС 2012 года в городе были построены три огромных морских моста. Красивейшие и грандиозные мосты «Русский» и «Золотой» и стали визиткой не только Владивостока, но и всей страны. Такое событие было увековечено на банкноте в 2000 рублей. А ведь многие сомневались в том, что мосты вообще будут. Разговоры об их строительстве велись еще со времен Хрущева, Брежнева. Также открыл свои двери ВУЗ федерального значения - Дальневосточный Федеральный Университет. Город преобразился и будто помолодел.
А как же сопки, спросите Вы? А сопки – это невысокие горы с округлой вершиной и их у нас в городе много. Гораздо больше чем равнин. От этого и странные по форме кварталы, переулки и устремляющиеся вверх бесконечные улицы. Только во Владивостоке одна и та же улица может находиться на трех холмах. Архитектура нашего города красивая и необычная. Старые постройки стоят на ровне с новомодными зданиями. Рядом с дорогими бутиками китайцы продают те же вещи, но по приятной цене. Вот он, контраст во всей красе! Говоря о парадоксах, можно добавить еще несколько. «Широта крымская - долгота Колымская» - это тоже про Владивосток. Или, например, удивительный факт, что город туманов Владивосток находится в 20-ке самых солнечных городов России.
Возможно, вы спросите: «Почему же тогда люди уезжают из такого прекрасного города?» Да, уезжают, в Москву, В Петербург, на Кубань. Но ведь приезжают еще больше, население города растет и неофициальная цифра приближается к миллиону. Еще хочу добавить, что редакция National Geographic включила Владивосток всвой топ-10 самых красивых морских городов мира.
Вот такая получилась история моего города, яркая, противоречивая, со взлетами и падениями, как и его сопки. Конечно, невозможно словами передать запах набегающей волны, шелест морской гальки, порывы ветра и океанский туман. Однако с уверенностью могу сказать, что равнодушным город на краю земли не оставит никого.
Библиографическая ссылка
Колодняк К.В. ЗНАКОМЫЙ ДЛЯ СТРАНЫ ВЛАДИВОСТОК // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 6. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1725 (дата обращения: 04.12.2024).