Новизна: Использование самостоятельной творческой деятельности для изучения темы урока, сбора информации, анализа, построения, подготовки эскизов – такая форма развивающей творческой активности обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания непосредственно проводя эксперименты в области построения формальных, беспредметных композиций, помогает в формировании личностных результатов в соответствии с новым ФГОС.
Главная цель: Мотивация к изучению творчества русских художников принадлежащих к числу открывателей нового художественного языка XX столетия - В. Кандинский, К. Малевич.
Создание экспериментальных творческих работ.
Задачи:
- мотивировать самостоятельно находить необходимые знания из разных информационных источников;
- формирование духовных, морально-нравственных и эстетических чувств.
- подготовка и разработка творческих работ.
Объект исследования: Творчество художников супрематистов (К. Малевич, В. Кандинский), художественный и жизненный идеал, идеи обновления искусства XX века.
Предмет исследования: Творческие работы нахимовцев. Творчество - это вечный поиск, оно остается индивидуальным, для каждого художника.
Гипотеза: мы предполагаем, что творчество художников супрематистов повлияло на развитие цвет воздействует на наши чувства, на восприятие образа композиции и восприятие формы.
Практическая значимость: Развиваем умение композиционного построения, изучение композиционных средств и композиционных приемов. Экспериментальная творческая работа над созданием художественного образа в формальных композициях с помощью законов цветоведения. Практическая работа помогает сформировать понятийный аппарат у обучающихся 7 классов, а также помогает подобрать гармоничное сочетание цветов в композициях нахимовцев.
Введение
«Путь человека лежит через пространство,
супрематизм, семафор цвета —
в его бесконечной бездне».
К. С. Малевич [5]
На уроке мы познакомимся с таким элементом композиции как – цвет. В конструктивных искусствах создание образа в композиции осуществляется через решение композиционных, конструктивных и цветовых задач. Поиск композиционной цветовой гармонии в плоскостной композиции рождает глубокие образные ассоциации. Ассоциативная образность, эмоциональность и психологическое воздействие цвета на зрителя лежат в природе абстракций, которые мы рассматриваем на примере супрематических композиций К. Малевича и В. Кандинского.
План изучения темы.
1. Цвет- это ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии света. Свет как электромагнитное волновое движение. Единицы измерения длины волн света. Спектр Ньютона.
2. Понятийный аппарат: цветовой круг, хроматические цвета, ахроматические цвета, теплая и холодная цветовая гамма, контраст, доминанта.
3. Свойства и качество цвета: собственные (светлота, насыщенность, цветовой тон); несобственные (температурные, слуховые, весовые, пространственные, этические, культурно-этнические).
4. Практическая работа: создание фронтальной и глубинной композиции с гармоничным сочетанием цвета. Используем произвольное количество геометрических фигур и разнообразных линий по принципу цветовой близости или контраста. Работу выполняем в двух квадратах со сторонами 10 x 10 см.
Супрематизм - от. латинского высший, превосходный – никакой формы, только идея[3].
Казимир Малевич - основоположник нового стиля искусства 20 века.
Художники этого стиля считали, что главный элемент в такой композиции – цвет. Окружающую действительность художники передавали с помощью цвета, геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник) и прямых линий. Комбинируя их создавали свои произведения[3].
Гармония- (с греческого, связь) это система организации отдельных компонентов их взаимной согласованности.
Доминанта – это цветовое пятно, которое может стать акцентом, меняющим цветовое восприятие работы[1].
Композиция, в которой стороны геометрических фигур – прямоугольников (линий) расположены параллельно краям поля, на котором расположены называется фронтальной[1].
Композиция, в которой прямоугольники расположены под углом к краю поля, и как бы уходят в глубину пространства называется глубинной[1].
Критерии и система оценки творческой работы.
1. Как решена композиция: правильное решение композиции (как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Творческие работы нахимовцев 7 классов[4]:
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Рис.4 Рис.5 Рис.6
Рис.7
Вывод: Нахимовцы седьмого класса познакомились с творчеством художников: К. Малевича, В. Кандинского. Изучили представленный материал, с практической работой справились, работали активно, продумали композиции и гармоничное сочетание цветов в своих экспериментальных творческих работах.
Цели и задачи урока выполнены в полном объеме.
Библиографическая ссылка
Нестерова Е.Н. ЭКСПЕРИМЕНТЫ С КОМПОЗИЦИЕЙ. ЦВЕТ – ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИОННОГО ТВОРЧЕСТВА // Литературное творчество школьников. – 2024. – № 6. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1836 (дата обращения: 24.11.2024).