Главная цель: Использования на практике знаний и композиционного опыта полученных на уроке изобразительного искусства, при работе по созданию эскиза экслибриса.
Задачи:
1. Разработать эскиз личной печати с одной или двух букв имени или фамилии и символического изображения, раскрывающего интересы владельца;
2. Продумать шрифт написания фамилии и имени - единый по стилю;
3. Продумать цветовое решение творческой работы.
Объект исследования: Графические особенности шрифтов из книг и журналов.
Предмет исследования: Графические работы нахимовцев 7-х классов по теме урока: Искусство шрифта. Экслибрис – личное клеймо или печать для библиотеки[2].
Гипотеза: Мы предполагаем, творческая работа позволит нахимовцам найти наилучшее композиционное решение для буквицы, которая составит единое целое с другими изобразительными элементами печати.
Практическая значимость: Способствует повышению мотивации нахимовцев и расширению графических навыков и умений воспитанников.
Введение.
Родина экслибриса – Германия, автором одного из первых экслибрисов был выдающийся немецкий художник Альбрехт Дюрер. Самым распространенным сюжетом был герб владельца библиотеки[2].
Экслибрис - это не просто красивый оттиск с рисунком, а знак, передающий имя и фамилию владельца книги, именной штамп с рисунком, раскрывающим интересы и увлечения, а также профессию хозяина[2].
Первый русский экслибрис, был нарисован от руки, принадлежал игумену Соловецкой обители Досифею.
Печатный экслибрис появился в России только в начале XVIII века, гербовый, затем появились и сюжетные экслибрисы. Рисунок и короткий девиз отражали интерес владельца библиотеки.
Экслибрисы – то есть книжные знаки, представляющие собой ярлык или наклейку, имеющую художественную ценность и несущую определенную информацию о владельце книги, так как являлись его личной печатью.
Буква ведет свою родословную от рисунка, который нес всю информацию об окружающем мире. Рисунки превращаются в первые буквенные символы, которые стали основой написания современных букв[1].
Шрифт – это буквы соединенные одним стилем графического начертания[1].
Мотивация нахимовцев на уроке изобразительного искусства: Однажды к мудрецу пришел человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удавалась она у него: - не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Мудрец долго слушал его стенания, а потом взял его за руку и вывел в сад: Посмотри,- сказал он.
- Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
- Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
- Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их? Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.
Вывод: Нахимовцы 7 классов справились с предложенным заданием, прилагаем примеры выполненных творческих работ [3].
рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
рис.5
рис.6
рис.7
рис.8
рис.9
Библиографическая ссылка
Нестерова Е.Н. ИСКУССТВО ШРИФТА // Литературное творчество школьников. 2025. № 5. ;URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1853 (дата обращения: 12.11.2025).
