Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ «РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

Глазырина Н.Л. 1
1 г.о. Подольск, Мосовская область, МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13», учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов

Цель: проверка знаний по теме «Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь».

I вариант

Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________

1. Соедини понятие с его определением (2 балла).

а) РИФМА

б) РИТМ

1) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)

2) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи

3) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность».

2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).

Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.

Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.

Парная – рифмуются ________________________________________________.

3. Закончи предложение (1 балл)

Речь, свободно движущуюся от предложения к предложению, называют __________________________________________________________________________.

4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).

а) Люблю тебя, булатный мой кинжал,

Товарищ светлый и холодный.

Задумчивый грузин на месть тебя ковал,

На грозный бой точил черкес свободный.

М.Ю. Лермонтов «Кинжал»

______________________________________

б) Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединят протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

Е. Баратынский «Водопад»

____________________________________

в) Царь Салтан, с женой простяся,

На добра коня садяся,

Ей наказывал себя

Поберечь, его любя.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

______________________________________

г) «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять».

В.А. Жуковский  «Лесной царь»

____________________________________

Оценка:

9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;

8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»

II вариант

Фамилия, имя обучающегося _________________________ Дата: ________

1. Соедини понятие с его определением (2 балла).

а) РИФМА

б) РИТМ

1) Система повышений и понижений интонации, используемая при организации стихотворной речи

2) Созвучие окончаний стихотворных строк. С греческого это слово означает «стройность», «соразмерность».

3) Повторение каких-либо однозначных явлений чрез равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)

2. Вставь необходимые данные в предложения (2 балла).

Рифмующиеся строки располагаются в стихотворении по-разному. Это зависит от системы рифмовки. Наиболее часто поэты применяют перекрестную, парную, опоясывающую рифмовку.

Опоясывающая – рифмуются _________________________________________.

Перекрёстная – рифмуются __________________________________________.

3. Закончи предложение (1 балл)

Речь, подчиненную определенному порядку, ритму, строю называют ______________________________________________________________________________.

4. Прочитай четверостишие, укажи вид рифмовки (4 балла).

а) Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норыДоходит мой свободный глас.

А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»

_____________________________________

б) На бледно-голубой эмали,

Какая мыслима в апреле,

Березы ветви поднимали

И незаметно вечерели.

О. Мандельштам «На бледно-голубой эмали…»

________________________________________

в) Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?

М.Ю. Лермонтов «Парус»

____________________________________

  г) В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

______________________________________

Оценка:

9 баллов – «5»; 6-5 баллов – «3»;

8-7 баллов – «4»; 4-0 баллов – «2»

Ключи к проверочной работе

«Рифма. Способы рифмовки. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.»

Задание

1

2

4

I вариант

А – 3, Б – 1

Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Парная – рифмуются две строки подряд.

Прозаической

а) перекрестная;

б) опоясывающая;

в) парная;

г) парная.

II вариант

А – 2, Б – 3

Опоясывающая – рифмуются 1 и 4 строки.

Перекрёстная – рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки.

Стихотворной

а) опоясывающая;

б) перекрестная;

в) перекрестная;

г) парная.

Баллы

2

2

1

4


Библиографическая ссылка

Глазырина Н.Л. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ «РИФМА. СПОСОБЫ РИФМОВКИ. РИТМ. СТИХОТВОРНАЯ И ПРОЗАИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» // Литературное творчество школьников. – 2018. – № 6-2. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1357 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674