Литературное творчество школьников
Литературный журнал для школьников ISSN 2658-3283
О журнале Выпуски Правила Поиск Конкурсы Личный портфель

ДАНИИЛ ХАРМС «ИГРА» (УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Конкина Н.В. 1
1 МОУ "Средняя общеобразовательная школа №13"
внеклассное чтение
даниил хармс
игра
кусок пирога
1. Использование обучающих структур сингапурского метода обучения – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-obuchayuschih-struktur-singapurskogo-metoda-obucheniya-407436.html
2. Хармс Д. Игра. – [Электронный ресурс] – Режим доступа - URL: https://www.culture.ru/poems/25315/igra

Цель урока: знакомство с биографией и творчеством Даниила Хармса;

Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника;

Личностные результаты обучения:

- формирование умения осознавать и определять свои эмоции;

- формирование умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствия, сопереживания;

-формирование интереса к чтению, потребности в чтении;

-формирование уважительного отношения к предпочтениям других людей;

-ориентации в нравственном содержании и смысле своих поступков и поступках других людей.

Метапредметные результаты обучения:

Регулятивные УУД:

- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели

урока;

- планировать пути решения поставленной проблемы;

- формировать умение оценивать свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

-формирование критического мышления;

-формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-овладение диалогической и монологической речью;

-формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Предметные результаты:

развитие уровня читательской компетенции, общего речевого развития (чтение вслух и про себя, элементарные приёмы анализа текста), использование разных видов чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Основные понятия: псевдоним, панели, скамейка, помчались, пароход.

Ресурсы: презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки; аудиозапись стихотворения Д. Хармса «Игра».

Ход урока

1. Организационный момент

Рано солнышко встаёт,

И спешит скорей в обход.

– Как, ребятушки, живете? (Вот так)

– Как здоровье, как животик? (Вот так)

– Одолела вас дремота? (Нет)

– Шевельнуться неохота? (Нет)

– Всем командую: “Подъём!”

– И урок проведём.

Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей.

2.Мотивация к учебной деятельности

-Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. Подарим друг другу хорошее настроение. Пусть этот день принесет и взрослым и детям радость общения, наполнит сердца благодарными чувствами.

Мой сигнал – это структура КОПИ КЛЭП (хлопок) [1].

Быстренько проверь, дружок:

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “пять”!

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите (учащиеся поднимают смайлы). Пусть ваше настроение останется таким солнечным на протяжении всего урока.

-А что вам понадобится сегодня на уроке? Давайте проверим готовность к уроку.

3. Артикуляционная гимнастика.

-Для работы на уроке чтения нам будет нужен помощник - наш язычок. Давайте его потренируем, играя.

Кошка мяукает (мяу-мяу)

Лошадка ржет (иго-го)

Лягушка квакает (ква-ква)

Козленок зовет (ме-е-е)

Мычит теленок(му-у-у)

Ягненок зовет маму(бе-е-е)

Петух на заборе(ку-ка-ре-ку)

Волк воет( у-у-у)

На этом закончим игру.

- Вот теперь наш язычок готов произносить слова правильно, читать выразительно.

4. Вступительная беседа

Мыслительный прием СИ-ФИНК-УАНДЭ [1].

-(слайд 3)Посмотрите внимательно на доску и подумайте, что вы видите? (Обложки детских журналов). Поделитесь с товарищем, что вы увидели?

Предположите, что в них печаталось? Поделитесь мыслями с нами. Хорошо.

-Когда ваши родители были детьми, они читали эти журналы (Веселые картинки, Мурзилка). Эти журналы выходят и сейчас с интересными ребусами, загадками, играми, стихами, рассказами.

- А какие детские журналы сейчас читаете вы? (Выставка журналов - 5 человек. Рассказ обучающихся о своем журнале в 3 предложениях.)

-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они «Чиж» и «Еж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы. Но некоторые произведения, которые в них печатались, мы сможем прочесть.

5. Физминутка.

Использование структуры ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР [1].

Инсценировка стихотворения Д.Хармс «Вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…(позвал)

Купил муку, купил творОг,

Испек рассыпчатый…(пирог)

Пирог, ножи и вилки тут -

Но что-то гости…(не идут)

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил)

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек…(не нашли)

6.Целеполагание

-Сейчас мы с вами были актёрами одного замечательного произведения «Вкусный пирог», а кто его написал? Ответить на этот вопрос вам поможет первый кусочек этого вкусного пирога. (У обучающихся на столе лежат кусочки пирога с номера).

Задание: Необходимо прочитать буквы, которые написаны зеленым цветом)

ПРХОИАТРБМЖДНЧВС

-Кто готов? Зажгите фонарик. Как фамилия автора, стихотворения «Вкусный пирог». ХАРМС.

-Знакомы ли вы с этим автором? (Нет)

-Хотели бы вы познакомиться? (Да)

-Вот сегодня на уроке мы отправимся путешествовать в литературную страну Хармса.

- Предположите, чему мы будем учиться на уроке? (ответы обучающихся).

-А что нам понадобиться, чтобы достичь поставленных целей?

Ответы обучающихся:

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!)

7. Открытие новых знаний

Знакомство с творчеством Д.Хармса

-Рассказ учителя о биографии.(на доске висят картинки о биографии писателя)

Хармс – это псевдоним. Псевдоним – это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах

- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец - английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс - впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм» что значит «околдовать, очаровать». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Хармс и его друзья объединились в группу поэтов, которая сочиняла небылицы, считалки, стихи. Они сделали журналы «Чиж» и «Еж» самыми популярными в те годы.

-А почему Хармс,а не Ювачев?Ответ на этот вопрос вы найдет на втором кусочке пирога. Использование структуры СИ-ФИНК-УАНД-мыслительный прием.

На карточках:

а) Ювачев – русская фамилия, а псевдоним звучит по - английски. Скажешь «Хармс» - словно громкий удар в барабан или в бубен.

Б) Даниил любил читать книги об английском сыщике Шерлоке Холмсе. Холмс-Хармс.

В) Псевдоним взял, чтобы не быть похожим на отца, так как и его отец был писателем.

- Итак, почему же Хармс? (Ответы обучающихся)

Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Игра» Д.Хармса.

- Ребята, а вот с каким произведением Хармса мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если откроете страницу учебника, в которой 1сот. 6 дес. 0 ед. Какую страницу вы откроете? Молодцы! Прочитайте заголовок произведения. Пофантазируйте о чем оно? Использование структуры СИ-ФИНК-УАНД-мыслительный прием [1].

-А теперь я приглашаю вас прослушать стихотворение, но при прослушивании будьте внимательны, постарайтесь его запомнить.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

-Ребята, понравилось ли вам произведение Хармса «Игра»? – Назовите жанр этого произведения? Поможет вам в этом четвертый кусочек пирога, возьмите его и выберите ответ.(ответы обучающихся)

–Почему вы так решили?

-Кто герои стихотворения?

-Во что они играли?

-Какие игры любите вы? Назовите.

Физминутка. Использование структуры ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР [1].

-Сейчас я вам предлагаю поиграть.

И поехали, помчались

по дороге,

по панели,

только прыгали, скакали

и кричали:

"Жу-жу-жу!"

Только прыгали, скакали

по дороге,

по панели,

только пятками сверкали

и кричали:

"Ду-ду-ду!"

-Молодцы. Понравилась игра? Чем?

Работа над чтением стихотворения.

-Давайте еще раз прочитаем это стихотворения, чтобы лучше его запомнить, обратим внимание на новые слова, которые написаны на третьем кусочке пирога. Они встретятся вам при чтении. (Чтение стихотворения по абзацам).

-Какое это стихотворение?

-О чем оно?

-Во что играли дети? (Петька играл в автомобиль, Васька в пароход, Мишка в самолет)

-Это стихотворение – игра. Автор использует звукоподражательные слова. Назовите их. Что имел в виду автор, когда использовал их? (Дети представляют себя, кто автомобилем, кто пароходом, кто самолетом)

-Автор много раз повторяет слова и строки. Зачем? (Дети играют)

8. Заключительный этап.

Игра со словами.

-Вы уже, наверное, поняли, что Хармс и его друзья любили играть в игры. Д.Хармс писал стихи – загадки с неоконченными строками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливее и умные дети. А вы же такие? Вот поэтому сейчас мне понадобится ваше умение подбирать рифмы.

Пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

Итог урока

Использование структуры СИМАЛТИНУС РАУНД ТЭЙБЛ [1].

(ребята обмениваются полученной информацией на уроке, отвечают друг другу на вопросы) ЛИБО ФРОНТАЛЬНО ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ

-С каким писателем мы познакомились на уроке?

-Как называется его произведение?

- Достигли ли мы поставленных целей и задач на уроке?

-Вы сегодня все молодцы, но я бы хотела отметить…

Домашнее задание по выбору:

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

2. Найти в детских журналах другие стихи Д.Хармс, подготовиться их прочитать в классе.

3. Выучить наизусть любой абзац и проиллюстрировать стихотворение «Игра».

Рефлексия

-Наверное, сегодня на уроке вам что- то особенно понравилось, что- то очень хорошо получилось, что помогло вам достичь поставленных целей.

-Скажите, с каким настроением вы сейчас заканчиваете урок? Покажите смайлы.

- А сейчас попрошу вас оценить свою деятельность на уроке, ответив на любой вопрос, который написан на пятом кусочке пирога:

* сегодня я узнал…

* было интересно…

* было трудно…

* я выполнял задания…

* я понял, что…

* теперь я могу…

* я почувствовал, что…

* я приобрел…

* я научился…

* у меня получилось …

* я смог…

* я попробую…

* меня удивило…

* урок дал мне для жизни…

* мне захотелось…

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами!

Прозвенел опять звонок

и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните,

силы новой наберите.

Это нужно детворе

для здоровья, при игре.

Спасибо вам за урок!.


Библиографическая ссылка

Конкина Н.В. ДАНИИЛ ХАРМС «ИГРА» (УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ») // Литературное творчество школьников. – 2021. – № 6. ;
URL: https://school-literature.ru/ru/article/view?id=1727 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674